Как и все, кто решился самостоятельно преподавать русский язык дома, т. е. без специального лингвистического и педагогического образования, я сомневаюсь во многих своих решениях и своей квалификации. Правильная ли у нас последовательность грамматических тем? Может нам надо догонять российскую программу? А может отставать от программы ровно на год? Или брать за основу хорошие учебники РКИ? Или делать свою выборку и расслабиться? Когда мы делаем упражнения на уроке, дети снова и снова делают похожие ошибки. И я порой не знаю, идти ли вперёд, ориентируясь на учебники и программы, или вернуться, чтобы закрепить пройденные правила. Когда я много сомневаюсь, меня успокаивает только то, что сомневаться полезно.
Чтобы понять, какой уровень у детей, я решила сегодня провести наш Первый диктант. Оценок у нас нет, красной ручкой я ошибки не исправляю. Чтобы не напугать детей, я объяснила, что цель диктанта - научить их не бояться писать по-русски. Вот мы и будем в этой четверти просто больше писать.
Некоторые результаты были ожидаемые. Я снова увидела много типичных для нас ошибок:
- пропущенные буквы,
- путаем З и Ц,
- катаетЦА, вместо катаеТСЯ,
- симний, вместо зимний,
- забытый или наоборот лишний мягкий знак.
А некоторые результаты меня удивили. Например, девочка, которая отстаёт по чтению, гораздо лучше пишет, чем я ожидала. У двух девочек "русский" почерк значительно хуже, чем в немецких тетрадках, а у двух других - почерки почти не отличаются. Интересно почему?
В общем и целом полезный опыт, который мы будем повторять.
На фотографии увидела, что урок-то мы начали с разминки. С тех пор, как две пятиклассницы участвуют в театральном проекте их очень легко мотивировать учить скороговорки :)
Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.
К теме диктанта я сделала подборку картин Сурикова и Кустодиева, которые мы ОЧЕНЬ подробно рассматривали. Что делает всадник? Почему у мальчика ветка в руке? Найди расшитый валенок?
У Кустодиева на вывесках снова твердый знак Ъ, который мы видели на старых дореволюционных открытках и меню царских обедов (прошлые уроки). А о чем могут говорить купцы? Что думают об их разговоре женщины рядом? Чем занята парочка в санях? О чем просит ребенок у витрины магазина?
И, наконец, поискали символы и занятия на Масленицу на великолепной картине современного художника Петра Фролова. А вы видите, где блины? чучело? чаепитие?
Здесь можно найти много интересных картин к Масленице.
http://www.razumniki.ru/kartina_maslenica.html После темы Масленицы мы вернулись к грамматике. Я подготовила подборку слов из книги "Дело о пропавшем кольце", которую мы читали всю прошлую четверть. Дети по очереди разбирали правописание каждого слова, искали правило его объясняющее и карточку к правилу.
К_ЛЬЦО => пишется через "о", проверочное слова "кольца"
Б_Р_ДА => ОРО, поэтому "борода"
М_Л_ДОЙ => ОЛО, поэтому "молодой
ЯЙЦ_ВАРКА => сложные слова связываем буквами "О" и "Е". Сравниваем с немецким правилом
К_РИДОР => словарное слово, которое можно проверить немецким словом KORRIDOR (в немецком ударение на первый слог). Вот как полезно знать другие языки :)
В последние полчаса вспоминаем прошлый урок и учимся пересказывать. На
выездной урок две недели назад смогли попасть только две ученицы. Так что Д10 и Н11 пересказывали Л10 и М11 факты из жизни Гессен-Дармштадтских принцесс. Параллельно мы рассматриваем иллюстрации и фотографии из книги "Выбор сделан...", изданной в музее при Дармштадском дворце (Schlossmuseum Darmstadt).
Название книги - это отсылка к фразе из письма ландграфини Каролины:
"Выбор сделан... Это Мими (Вильгельмина, в России Наталья Алексеевна) руки которой сегодня утром у меня попросила Императрица".
Дааааа, Екатерина Великая была непростая свекровь!
Урок сегодня я закончила пораньше. У нас третий раз за зиму выпал снег! Пора гулять!MerkenMerkenMerkenMerkenMerkenMerken