У нас нескончаемая череда очень, очень интересных событий, из-за которых осенние каникулы в нашем кружке растянулись аж на 4 недели. Но вот сегодня мы опять в полном составе и начинаем новую четверть. Тему "Уроки смеха" мы почти закончили, хотя возможно будем ещё в течение года читать смешные рассказики и сочинять свои. Как всегда материалов по пройденной темы у меня осталось ещё месяца на два работы.
На сегодняшнем уроке я решила подождать со следующим проектом, а сделать лирическое отступление, посвященное осени и стихам о ней . Вот небольшой обзор нашего занятия.
Для начала "рифмическая" разминка по стихотворению Хармса.
Очень-очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек...
Потом играем в "Паклю-рваклю", игру на рифмы, которую мы увидели у Жени Кац и привезли из Гамельна. Мы искали на карточках рифмы и пытались придумать с ними двустишия. Получилось очень забавно. Здесь мне помогал мой муж, потому что я ничего не умею придумывать экспромтом. Я уже давно хотела его привлечь к какому-нибудь уроку :)
Теперь связываем тему рифмоплётства с грамматикой. Делаем упражнение из раб. тетради Чубаровой "Читаем и пишем по-русски" по предложному падежу и дописываем стихотворение.
На прошлом занятии нам очень понравилось учиться вежливо отказывать (материалы интенсива по риторике
2lingual). На этом уроке мы учились конструктивно критиковать по правилу гамбургера (комплимент, критика и опять комплимент или конструктивное предложение).
Интересные получаются обсуждения, особенно если учитель не успевает прочитать чужие материалы перед уроком:) Карточка в центре попалась моей дочери Д10, и она очень дипломатично посоветовала мне давать ученикам побольше читать на уроке. С удовольствием учту такую критику.
Последняя часть урока была посвящена уже не рифмам, а настоящим стихам об осени. И начали мы с сочинений других детей, которые напечатали в газете ТипТопик ( номер "Осень - милая подружка"). Какие замечательные дети пишут в ТипТопик! Фото нет, потому что наш номер газеты получила в подарок моя ученица за прекрасное стихотворение:
Разве можно говорить о стихах и осени и не упомянуть Пушкина и Болдинскую осень? Я рассказала немного про эту знаменитую осень, во время которой Пушкин застрял в деревне из-за холеры и грязи, без возможности переписываться с невестой, и что из этого вышло, точнее, что вышло из под его пера. Кстати, в газете ТипТопик тоже был интересный опрос по теме Болдинской осени, который я использовала. Затем я зачитала девочкам отрывок из неоконченной повести А.С., написанный как раз таки осенью 1830 года. Кого, интересно, Пушкин здесь описывал?
"Мой приятель был самый простой и обыкновенный человек, хотя и стихотворец. Когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), то он запирался в своей комнате и писал в постеле с утра до позднего вечера, одевался наскоро, чтоб пообедать в ресторации, выезжал часа на три, возвратившись, опять ложился в постелю и писал до петухов. Это продолжалось у него недели две, три, много месяц, и случалось единожды в год, всегда осенью. Приятель мой уверял меня, что он только тогда и знал истинное счастие. Остальное время года он гулял, читая мало и не сочиняя ничего..."
Наконец читаем знаменитые осенние строки Пушкина и разбираем их по словам. Как можно сказать "унылая пора" своими словами? Что такое "очи", а в ед. числе? От какого слова произошло "очарованье" и что оно означает? Почему "увядание пышное"? Какой цвет описан словом "багрец"? А какого цвета "мгла"? Что такое "сени"? Кажется, зачем всё объяснять. В поэзии есть своя музыка, и иногда не обязательно знать значение каждого слова. Но я то знаю, что моим билингвам (по разным причинам) бывают непонятны самые простые сравнения. Например, я спросила девочек, почему "зима седая". Первый ответ был такой: "Потому что зимой очень серо и деревья голые".
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Домашнее задание, конечно же, учить отрывок наизусть.
MerkenMerkenMerkenMerkenMerkenMerkenMerkenMerkenMerkenMerken