Урок 20. Берестяные грамоты на международный день книги

May 05, 2017 15:00

Я не дохожу до жж не потому что мы ничего не делаем, а потому что слишком много всего интересного происходит и нет времени засесть за записи. На апрель выдалось только одно занятие 22 апреля. 23 апреля - международный день книги, и я этот праздник всегда стараюсь как-нибудь отметить. В прошлом году на наших субботних занятиях мы читали греческие " пергаменты" с мифом о Минотавре. А в этом году мы познакомились с другим видом "бумаги". Так как в последней четверти этого года мы начинаем новый проект по Киевской Руси, то рассказ о берестяных грамотах и Великом Новгороде напросился сам собой. Но всё по порядку.

Сначала небольшой текст с пропущенными буквами про то, как один мальчик книгу написал. Повторяем правила на безударные гласные, глухие/звонкие согласные в конце слова, -оло- и приставки.




Повторяем тему по приставкам и делаем упражнения по бес- и без-:




Так что же нужно, чтобы книга могла называться книгой? Немного рассуждаем на эту тему, заодно вспоминая разные пройденные жанры (сказки, сказы, рассказы, стихи, романы, фантастику, мифы). Затем решаем кроссворд про материалы, из которых книги делали в разные эпохи (кроссворд нашла в интернете и добавила картинки):




А на чем писали наши общие предки славяне? Пришло время поговорить о Киевской Руси. Каждая ученица получает карту и должна отметить на ней, где она уже бывала. Мои дочки меньше всех путешествовали :( Надо будет это как-то исправить. Наши латышские девочки, к примеру, побывали уже и в Беларуссии, и в России, и на Украине.




К стольному городу Киеву мы ещё не раз вернёмся. В этот же раз мы "отправились" в Великий Новгород. Свободный, богатый, самый благоустроенный и, как оказалось, самый умный город Киевской Руси.




Прочитали про мальчика Онфима из книги "Великий Новгород" и "Город грамотеев". Узнали почему археологи так рады маленьким кусочкам коры с детскими каракулями. Сравнение берестяных грамот с sms или whatsapp всех повеселило.





"Настя и Никита" как всегда меня выручают. В этот раз я купила pdf. книги на litres.ru. Книги можно скачать и бесплатно, но разрешение картинок плохое и текст мелкий. А так за копейки можно купить книгу за два часа до занятия. Что ни говори, удобно! И текст на дом тоже из "Города грамотеев".



Грамотеями то новгородцы были, а вот хулиганить всё равно хулиганили :) Выцарапывали свои имена и дурацкие фразочки на стенах церквей и монастырей. Но археологи и этому несказанно рады и мечтают найти такие исторические граффити. Правда, такие надписи надо ещё уметь читать. Из книги "История букв своими руками" Светланы Прудовской я взяла пару занимательных заданий про новгородские граффит (см. снизу справа)




Что смотреть после урока я тоже долго не думала. Если уж мы погостили в Великом Новгороде, то смотреть мы будем, конечно, про Садко!

image Click to view

тема Киевская Русь, русский язык дома 3 класс

Previous post Next post
Up