В последнюю субботу у нас был не совсем стандартный урок. На занятии присутствовали две подружки из субботней школы, в которую моя старшая дочка ходила в первый класс.
Зная, что у нас будет своего рода открытый урок, я решила всё время посвятить одной теме, отказавшись от разминок и грамматических заданий.
Но для начала девочек надо было "разогреть", так как не все в группе друг друга знали. Для этого я взяла игру, в которую часто с удовольствием играла школьницей. Не знаю, насколько она педагогичная (цель игры, конечно, сомнительная), но играть хотели ещё и ещё.
Но пришлось их прервать для нашей последней темы в рамках проекта "Звериные истории": Я решила разобрать с детьми литературный жанр басни. И первым делом девочки получили вот этот текст:
Сюжет узнали, и отличия заметили. Почему-то ворон вместо вороны. Мясо вместо сыра. Некоторые вспомнили и имя Крылова. Но вот только кто же эта "Эзопа"?
Вместо ответов я предложила новое задание. Надо было разобраться, о ком идёт речь в небольших текстах и подобрать подходящую картинку. Так мы разобрались, кто был Эзоп и кто Ваня-Иван Андреевич-А.И.Крылов и чем они были знамениты. (Сейчас заметила, что на фото не хватает текстов про Эзопа и некоторых картинок.)
Для таких заданий очень подходят занимательные факты и исторические анекдоты. Например, моя дочка взахлёб рассказывала папе на следующий день, сколько Крылов мог съесть на званном ужине. Очень здорово напомнить уже пройденный материал, например, "вот этот памятник Крылову стоит в Летнем Саду в Петербурге", "Пушкин дорожил дружбой с Крыловым". Всё это отсылает к предыдущей теме по Пушкину и Петербургу. Некоторые дети всё моментально запоминают, другие очень избирательно. Поэтому рассказы об известных людях я стараюсь наполнить эмоциональными деталями, которые гораздо лучше остаются в памяти.
Теперь, когда ясно, кто такой Крылов, вспоминаем и его басни. Басню "Ворона и лисица" прочитала наша гостья наизусть. А басню "Слон и Моська" читали по очереди с
диафильма.
И переходим к главному заданию сегодняшнего урока: сочиняем свою басню.
Для начала разбираемся, как басня устроена. Басни писали и в прозе, и в стихах. Герои почти всегда звери. В басне обязательно есть мораль, которую чаще всего пишут в конце текста.
Заключительные строки с моралью часто становятся крылатыми фразами, практически пословицами. А я решила для нашего задания сделать наоборот и взять существующие пословицы как мораль. Для этого я выбрала около десяти русских пословиц, в которых упоминаются звери, например:
Не учи щуку плавать.
Не будь овцой, так и волк не съест.
Не ставь телегу впереди лошади.
Кроме того в помощь дана небольшая схема для написания басни: кто главные герои, в чём конфликт и какая развязка.
Я понимала, что задание очень сложное. Все дети переняли сюжет и главных героев без изменений прямо из пословиц. Некоторые не успели дописать басню, остановившись на схеме. Но 2 девочки успели дописать басни, да ещё и срифмовать. Вот так так! Таких достижений за 15 минут урока я никак не ожидала!
В этой басне М10 слово "пой" использует как "пение". Неправильно, я знаю, но рифмы зато такие замечательные!
А вот это басня А9 (отредактированная) будет напечатала в апрельском номере газеты "
ТипТопик", о которой я недавно писала.
На заключение темы о животных смотрим фильм "Полосатый рейс". Фильм выложен в youtube в прекрасном качестве. Красивые звери и актеры. А Леонов так и просто неповторим! Правда, вот такие шутки приходилось объяснять:)