Конечно, на наших занятиях я мечтаю не только научить детей читать и писать по-русски. Хотелось бы познакомить их с русской культурой (хотя это очень субъективное понятие), рассказать об истории России и о выдающихся личностях, которые говорили по-русски, и, наконец, развить в них чувство языка, которое позволит не только читать, но и понимать оригинальные тексты . За полтора часа в неделю всего перечисленного не успеешь, но я всё же стремлюсь включить в наши занятия разные элементы языкознания. Поэтому урок обычно состоит из следующих блоков:
Развитие речи
Начинаем с проверки домашнего задания по "звериным" фразеологизмам и добавляем новые устойчивые словосочетания из книги
"Кто придумал крокодилу это имя?..." и, в конце, закрепляем материал новой игрой "Крылатый зоопарк". Кто быстрее закончит фразу, берет карточку с названием животного. Например, "упрямый как _____________ (баран)". Или ,наоборот, идём от карточки: "как бык ____________ (здоровый)".
Грамматика
На фразе "трудолюбивая как пчела" вспомнили сложные слова и связывающую букву "О". Эту тему мы проходили в прошлом году. Затем перескочили на тему этой четверти по приставкам и предлогам. Изменяли слово "говорить" при помощи разных приставок и придумывали примеры использования получившихся глаголов. Я впервые упоминула возвратный суффикс -ся. Сделали одно упражнение на приставки и предлоги.
Проектное время
Наше проектное время мы посвятили прекрасному животному - слону. Я не знаю более величественного животного. Для меня не лев, а слон - царь природы. Я НЕ МОГУ понять, КАК можно охотиться на слонов (и охотиться вообще в наше время), но я много чего не понимаю, и это совсем другая, грустная тема...
На прошлом уроке мы познакомились с идиомой "делать из мухи слона". Сегодня прочитали стишок Усачева про "слона в посудной лавке" и текст из книги
"Пешком по Невскому" про происхождение слова "слоняться".
Чтобы запомнить такие необычные крылатые фразы, можно немного побалываться и порисовать в тетради. Так появляются "слономух" и слоненок Дамбо, пролетающий по Невскому проспекту. Мне так нравится, какие дети придумывают веселые ассоциации (кстати, по-немецки такие мнемонические приемы называются "ослиные мостики :)). Пора бы уже всем разрешить рисовать в школьных тетрадках. Мы бы столько всего интересного о детях узнали бы!
Литература
Дома девочки должны были прочесть стихотворения о зиме и выучить четверостишье. На уроке мы обсуждали стихотворения Пушкина, Тютчева и Есенина. Придумывали свои названия стихам. Говорили о понятие, которое в литературе называют олицетворением, то есть о том, как поэт одушевляет неживой мир вокруг нас: природа ждёт, ставни скрепят, снежинки бьются мотыльками, ветер жалуется, лес спит. Затем выбирали стихотворение-победитель голосованием (я тоже участвую). Первое место разделили между собой Пушкин и Тютчев, а есенинские снежинки-мотыльки остались без награды. Но я уже знаю, как Есенин может взять реванш! Есть у него одно стихотворение про собаку :)
Страноведение
Как-то неохотно я прощаюсь с Питером :) Опять мы "забежали" на последнем уроке на Невский проспект, а на следующем уроке заглянем в Летний сад. Но пора уже готовиться в путь, чтобы познакомиться с новым регионом России. Как-то он сам напрашивается, когда речь заходит о диких животных. Мы отправляемся в Сибирь. Тут не обойтись без медведя.
Click to view
Повторение - мать учения
Все самые интересные проекты и игровые методы обучения измеряются только тем, что после них остаётся в памяти у детей. И можно быть уверенным, что без повторения много не осядет. Поэтому я всегда рада, когда в течение урока удается повторить что-то из пройденного материала. Например, в этот раз ненароком вспомнили "Евгения Онегина" (отрывок из романа про зиму), правописание сложных слов и Петра I (ему из Персии слонов привезли).
На дом упражнение по грамматике и мини-сочинение "Моё любимое животное".