“Cкрипка и немножко нервно”. Фильм Ивана Оганесова

Apr 19, 2017 12:03

Сон внутри сна. Поэзия внутри музыки. Эмоция внутри мысли. Именно на таких параллелях построено неожиданное, мощное и экспрессивное прочтение Маяковского. Где заканчивается фантазия и начинается полотно реальности, как они связаны между друг другом - на эти темы рассуждает режиссер фильма Иван Оганесов.

image Click to view



[Нажмите, чтобы прочитать историю создания этого фильма от режиссера Ивана Оганесова.]
С первых секунд произведение погружает зрителя в сюрреалистичный, абстрактный и тревожный мир героя (Анатолий Белый). Он приходит в себя в темноте, в помещении театра, а будит его ото сна - скрипка, играющая где-то вдали. Она выплакивается, она упрашивает, она требует, она зовет к себе. Герой идет на звук, музыка направляет его в поиске истины и музыка же и есть ответ на его вопрос.

А вопрос для Маяковского ключевой: “Как жить?”, “Как высказаться?”, “Как найти родную душу?”

«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже ору -
а доказать ничего не умею!»

Идея этого ролика началась с фразы: “Что если добавить в уже существующий союз кино и поэзии музыку?” Но музыку не как фон, не как аранжировку происходящему, но музыку как самостоятельную единицу, как отдельное измерение в фильме. В тот же день пальцы, перебирающие страницы стихотворений Маяковского, наткнулись на стих “скрипка и немножко нервно”. И сразу стало немножко радостно.

Съемки проходили в театре Современник в течение всего дня и почти целой ночи. Мы ангажировали театр, взяли его на абордаж… в общем до сих пор непонятно, как нас только терпела администрация театра в тот день. Мы кричали, что “нам наплевать” и что “мы хорошие”, дымили так, что крыша Современника тоже дымилась, а Анатолий бегал босиком по сцене часами, с каждым новым дублем обзаводясь новыми занозами и поглядывая на меня с все более подозрительным выражением лица.

Помню один киномомент с того съемочного дня: когда Анатолий идет между рядами кресел, читая почти что кульминационную часть стихотворения… в этот момент на его лице видна вся гамма чувств: от сострадания до ненависти, от страха до надежды… в общем дубль будет лучшим… а мы с оператором и механиком идем с ручной камерой перед Анатолием, не глядя под ноги. За моей спиной оказывается кресло пятого ряда, еще мгновение и я сам попаду в дубль, испорчу его. Пришлось падать на спину. Запястье правой руки до сих пор пытается угадать по утрам, не собирается ли сегодня дождь. А дубль в монтаж-таки вошёл.

Владимир Маяковский, Кинопоэзия, Иван Оганесов

Previous post Next post
Up