Герой настоящего времени

Feb 18, 2011 16:50

Опыт чтения рецензий и отзывов на такие фильмы как "Нефть" и "Социальная сеть" (а также в некоторой степени даже "Как я провел этим летом") привел меня к одному полезному в применении выводу -

Хочешь сломать людям мозг - сними фильм, в котором главный герой не является положительным.

Все. От этой простой формулы крыша едет на счет раз. Моментально появляются люди, которые вопрошают "зачем такого человека показывают как героя", "чем тут восхищаться, мерзкая же история" и т.п. К сожалению, появляются также и люди, которые говорят "все правильно сделал" и "так и надо жить". И вот обсуждение в этих двух направлениях в итоге занимает практически весь предоставленный объем. Примерно такая же проблема неожиданно настигла, например, фильм "127 часов", когда люди характеризуют персонаж Франко как "раздражающий" и упрекают режиссера в том, что "ему не хочется сопереживать". То, через что он прошел и осознал в середине фильма - побоку, запоминается только последнее слово. И так постоянно. Признаюсь, я сам только недавно пересмотрел понял принял такой фильм как "Прирожденные убийцы" - потому что мне еще до первого просмотра его пересказывал сверстник с позиции крайнего восхищения сценами насилия, и так я его и воспринимал практически всю жизнь. (Если помните, у нас по "Звездному десанту" подобная дискуссия уже была.)

Об этот вот момент (а также вопрос "почему не убий") в частности разбились все моральные ориентиры противников "Кислорода" (да, я вот тут недавно обсуждение посмотрел, из этого пост и вырос). Фиг с ним с фильмом (он еще много почему мог не понравится, я все понимаю), но правда любопытно, почему многие неоднозначные истории так конфликтуют с сознанием людей - никто в детстве не читал, я не знаю, "Колобок" или еще какую русскую литературу или нужно, чтобы мораль была прямым текстом написана. Или просто в историях длиннее басни или сказки уже должна начинаться идентификация с героем, а иначе никак... "Унесенные ветром", "Бойцовский клуб", что там еще - все так забавно преломляется иногда в восприятии людей.

Пару цитат из того "Закрытого показа" под катом еще приведу показательных:

ВЫРЫПАЕВ, режиссер фильма "Кислород": Фильм этот сделан в системе диалога. Не обязательно соглашаться с тем, кто с тобой говорит; но сам факт, что с тобой говорят, это уже сегодня немаловажно.

А.МАКСИМОВ,телеведущий, писатель: Мне кажется понятно, про что фильм, вы это прекрасно понимаете. Фильм про то, что мы все живем в дерьме. Но меня всегда удивляет. Когда приезжает провинциальный артист, приезжает в Москву, у него замечательно складывается карьера, он играет в театрах, он снимает кино, и он этот мир, который так его хорошо принял и позволил ему создать карьеру, постоянно ругает. При этом сам нормально живя, будучи достаточно богатым человеком. Вот, вот это меня поражает. Когда Андрей Платонов, будучи дворником, ругал окружающую действительность, это понятно. И то не ругал, а как-то даже умел романтизировать. Но когда у человека все... Как бы получается, что у вас все хорошо, а у нас что ли все плохо? У меня тоже все нормально.

А.СИНИЦЫН, психолог, преподаватель МГИМО: И там замечательная красивая девушка польская говорит о том, что, в принципе, есть два выбора: по-моему, жрать пельмени, запивать их водкой и потом блевать, либо, что, по ее мнению, насколько я понял, лучше... Сочтите меня плебеем, но я так понял, курить траву и легкие наркотики принимать. А другого выхода нет, да? То есть, если ты из Челябинска, то все, то есть, либо водка с пельменями в Челябинске, либо в Москве трава и наркотики?

ПАВЕЛ ХАНЮТИН, режиссер монтажа фильма "Кислород": Вот, значит, так же хотелось бы отметить - это если серьезно отвечать, что если товарищ в розовых кедах считает, что все хорошо вокруг, ну и вообще все хорошо, то, в общем, вас тогда ничего не должно удивлять происходящее в центре Москвы.

А.ГОРДОН: Слушайте. Извините, ради бога, а вы понимаете, что как только вы задаете вопрос: "Почему не убей?", ответ может быть один: "Да не, вообще можно"?
М.АБЛАЕВА, художник-постановщик фильма "Кислород": Нет, мне кажется, что вопрос в том, чтобы зритель осознал, осознал именно, почему "не убей". Не потому, что в книге написано.  Осознание внутреннее. Поймите это, осознайте.

около кино

Previous post Next post
Up