Собственно, само слово "грехопадение" заключает в себя не совсем правильный посыл (если не сказать, - совсем не правильный), но поскольку другого слова для обозначения событий, произошедших на заре человечества пока еще не придумали -- будем использовать его.
Все знают историю "грехопадения", так живо описанную неизвестным автором в Книге Бытия. Но не так и много найдется тех, кто читал ее вдумчиво. А при внимательном рассмотрении у каждого мыслящего человека могут появиться вопросы.
Я подозреваю, что мои друзья по христианскому сегменту подумают -- Макс двинулся крышей на непонятной почве. Может быть, я и двинулся, не спорю. Но скажу так: я только задаю вопросы.
Я - не библеист, не историк, не богослов.
Я -- журналист. Мне приходится быть и тем, и другим и третьим понемногу.
Я отдаю отчет, что любой суперски подкованный богослов может заткнуть меня за пояс -- без проблем, я готов отстаивать свою т.зр. Но маленькая просьба -- если говорить -- то говорить по существу и без схоластики.
Итак, вспомним текст третьей главы Книги Берейшит:
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Сказать, что текст прелюбопытнейшый -- не сказать ничего. Как говорил Христос: "Ищите и Обрящете".
Попробуем поискать.
Итак, Бог создал человека, наделил его свободной волей и пустил наслаждаться дарованной жизнью в раю. Великолепно, чудесно, начинается все с того, чем обычно заканчиваются сказки -- сыграли они свадьбу и зажили богато и счастливо.
Для чего -- Богу нужно было поставить посреди (sic!) рая -- древо познания добра и зла -- и дать прямое указание -- ребята, ешьте все, что под руку попадется, но этого вот не замать!?
Для чего? А для того, чтобы они обязательно отведали когда-нибудь плодов древа. Бог лучше всех понимал, что есть Начало и есть Развитие. Он же создал не недвижущуюся голографическую картинку, а Живой Мир.
Поэтому Бог прекрасно знал, что будет. Возможно, Он не знал, как именно, но то, что они сорвут плод -- знал прекрасно.
Что это?
Правильно -- провокация.
Причем провокация на то, чтобы у людей зашевелились мозги и они перестали быть растениями в Эдемском саду. Чтобы заработала программа превращения или даже если хотите -- преосуществления человека.
Итак, Адам и Ева получили некое знание, настолько разительно отличающееся от всего того, что они знали "до того", что у них "открылись глаза и они увидели, что наги".
Это и был ключевой момент так называемого "грехопадения".
Мы используем выражение "глаза открылись", когда хотим сказать, что нас посетило озарение, яркое понимание, вспышка просветления мозгов, открылось что-то настолько важное, что оно нас изменило. Или изменило что-то в нас.
Древо познания добра и зла изменило Адама и Еву очень жестко. Скажем так, для них это был сущий шок. (Сразу предупреждаю, что об очень важном персонаже -- змие, мы поговорим во второй части, а о смысле "наготы" в третьей)
Попав на допрос с пристрастием, они стали сваливать кто на кого горазд -- вот уж точно видно, что ребята познали именно добро и зло )) (Шутка)
Но еще большим шоком в этом смысле является реакция Бога.
Скажем так, наказание, которое последовало за разоблачением, настолько неадекватно преступлению (если рассматривать все происходящее именно буквально), что вызывает впечатление заранее продуманной и четко отработанной драматургии.
Бог, являющийся Творцом, а значит - и Действием в чистом виде, и мыслил категориями действия. И хотел, чтобы такими же категориями мыслили и его создания. Но он не мог взять и выставить наших пташек за врата рая просто так.
Замысел Бога имеет четкую Цель. Об этом вам скажет любой геймер. Повторюсь еще раз -- он создавал не картинку с выставки, а Полнокровный Живой Растущий Мир. И люди, как созданные по Его образу и подобию, должны были не в "Парадиз-Сити" загорать целыми днями, а творить и действовать. Но включить их как заводные машинки Бог, естественно, не мог -- свободная воля предполагает самостоятельное включение. Древо познания добра и зла стало паролем для этого включения.
Но при чем здесь тогда "грехопадение"? Почему -- то, что совершили Адам и Ева, называется "грехом"? Едва ли только из-за искушения Евы змием и попыток их неуклюжего самооправдания.
И почему Бог в 22 стихе говорит одни из самых загадочных слов в Библии: "и теперь как бы не простер он (Адам) руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно"?
...
Вся суть нынешней монотеистической цивилизации зиждется на понятии "греховности".
"Каяться, каяться, каяться...
Страдать, страдать, страдать...
Колесо Сансары должно крутиться и его не остановишь.
В грехах мы приходим в мир сей и всю жизнь должны их искупать".
Ничто так не отбрасывает человека назад, как купание в собственных страданиях и грехах, и ничто так не продвигает его вперед, как умение отбрасывать страдания и грехи.
В раю -- мы видим двух изнеженных фриков, не знающих, куда деться от скуки.
По выходе из рая -- Адам и Ева становятся настоящими людьми.
Мы, сегодняшние, кто любит каяться изо дня в день, даже когда каяться совершенно не в чем, кто любит лелеять свое страдание, кто культивирует чувство вины, - мы - это Адам с Евой, которые спрятались от Бога во второй раз - в райских кущах, в чащах Эдема создали "религию греха" и продолжаем маяться от скуки и плюс самобичевания.
Те же, кто имел в себе мужество, выйти за врата -- и не посыпать голову пеплом всякий раз, и не валяться, "яко свиния в калу", а работать над ошибками -- те становились настоящими.
Перефразируя незабвенного Филипп Филиппыча Преображенского, скажу так: "Грехопадение начинается в головах".
А изначального "грехопадения", за которое якобы отвественен весь род человеческий, никогда не было.
Потому что кому-то очень и очень хочется (и речь идет не о Боге) -- чтобы человек никогда не вкусил от древа жизни...
(продолжение следует)