Ну, вы как бы всё знаете про Короля Артура и его корешей, наводящих шухер в Британии пятого века после Рождества Христового, посему малява про то, кто кому хто, может, и излишняя, но тем не менее, напомню.
Был такой король Утер Пендрагон. А у него был брат Вортингер, жена и сынишка. Жили они не тужили, пока местный домушник Мордред не сбежал с зоны, и не решил отомстить за шесть месяцев тюряги. Один блатной научил его вызывать охеренно больших слоников (по сравнению с которыми, как заметил некий критик, питероджексоновские мумбаки, которые рохирримов в третьей части Властелина Колец топтали, выглядели как йоркширские терьеры), и тот не преминул направить их на Камелот. Была большая драка, Пендрагон снес башку Мордреду по самые уши, и вроде бы всё путем... Но скоро байка травится, да не скоро на дело выходить. Вортингеру давно хотелось заиметь братишкину корону, и он сразу после победы устроил полный апгрейд королевству. Брательника зарубил, свояченицу копьем пронзил, а вот Артура упустил (не читал, наверное, ни Библии, бестолочь, ни приключений Гильгамеша). Так что малой на лодке успешно добрался до города до Лондиниума, где его приютили местные проститутки.
Вот до этого момента я очень переживал. Целых десять минут. Ибо всё выглядело не так как я рассказываю, а пафосно, мрачно и эпично до скрежета зубовного - будто Петя Джексон вылез из нафталина. Но когда пошли начальные титры, вздохнулось спокойнее, ибо то была замануха для лохов - дальше пошёл классический Гай Ричи. С шикарным параллельным монтажом, приколами, стёбом, аллюзиями на всё и вся, и местами полной веселухой.
Артур вырос, стал заправилой местного борделя, главой банды, и сильно похожим на Чарли Ханнэма из "Сынов анархии". Реально, там пацанам не хватало только мотоциклов и куртяков с черепами. Но стать крестным отцом Лондиниума Артуру не удалось. У судьбы и магов (фоном звучит эпическая музыка) на него были свои планы.
В общем и целом кино, конечно, удалось. Раздолбайское по самое не могу. Фэнтези в духе Роберта Аспринна - смешались в кучу кони, люди, века и костюмы. Артур учится кунг-фу у китайского мастера Георга (не короля, слава Мерлину), а ближе к середине вообще обретает свойства то ли Ртути (того, что из людей-икс), то ли пресловутого Нео. Его братаны щеголяют в прикидах 17-18 веков и изъясняются на гарлемском диалекте (благо, в кадре куча негров), королю Вортингеру зигуют полчища черных ратников, Эйдан Гиллен (Мизинец из "Игры престолов") обставляет самого Робин Гуда... Не хватало только голоса Володарского или Михалева для абсолютного кайфа.
Правда, временами кино падало таки в эпик и пафос (включая финальную зарубу), но зато это с лихвой компенсировалось головокружительными приключениями, зачастую жестокими сценами (хотя конечно это не "ИП"), и в иных моментах просто ошеломительными по красоте мрачными пейзажами, от которых немецкие готы себе давно локти искусали. Один только проход Артура по Долине Смертной Тени (или Темной Стороне, как у Макса Фрая) чего стоит.
Но самое классное в фильме это два персонажа. Нет, Артур сюда не входит. Он отличный, без балды. И его история как история обретения самого себя, безусловно, внушает уважение и вызывает интерес.
Но. Во-первых, здесь есть Джуд Лоу. Который даже в таком простом материале умудряется сыграть не просто мерзавца. А мерзавца трагического. Фактически, шекспировского. Не буду раскрывать деталей, но Вортингер вызывает потрясающую смесь ужаса, сострадания и отвращения из-за его поступков.
А во-вторых... Какая здесь девушка-маг! Это я передать не могу... Впервые в мировом кино появился маг, фактически равный по силе образа самому Рейстлину. Маленькая, худая, истощенная. Но с огромной силой. И магическая, и психическая, внутренняя, что от этой силы у тебя мурашки по спине. Поневоле поверишь в настоящую магию. Особенно в ЗD. Когда ты внутри происходящего.
И очень красивая. Не глянцево, не по-голливудски. Красива именно тем, кто она есть, и какая она есть. Сыграла её испанская актриса Астрид-Берже Фрисби - и клянусь, если бы прошли другие кинодивы, которые пробовались на эту роль - фильм потерял бы много.
Ну и музыка. Я встретил наконец ту музыку в кино, о которой мечтал. Причем, имеются в виду не пафосные эпические аллилуйя, а фоновая электронная музыкальная заруба, от которой гипофиз получает экстраэкстаз. Жду не дождусь выхода саундтрека.
Конечно, "Меч короля Артура" совсем не шедевр. Он внутри чисто развлекательной парадигмы - и не более того. И когда выходишь из зала - ну да, ну посмотрел, прикольно, супер, что мы сейчас делаем - пойдем хлеба купим, да? Потом ещё надо куму позвонить... В общем, желания поговорить про кино нет.
Но к утру ты вдруг замечаешь, что фильм-то у тебя из головы не выходит. Чем-то он всё-таки зацепил. Почему то ты о нем думаешь.
Может, и правда, там настоящая магия?