Рваный монтаж. "Лекарь. Ученик Авиценны"

Apr 07, 2014 23:48




"Лекарь. Ученик Авиценны" - это тот редкий фильм в нынешнем кино, который за простотой и даже некоторой примитивностью (впрочем, скорее мудрой примитивностью сказки) открывает важные, грустные и непреложные истины. Истины, которые в пылу и страсти века нынешнего прочно забываются: стремиться к знаниям во что бы то ни стало, изменять мир, искать новое. Не говоря уж о том, что главный герой никого не убивает в отличие от 95 процентов его "сородичей" по историческому кино. Наоборот - он спасает жизни.

Впрочем, "Ученик Авиценны" - это не исторический фильм. Это приключенческая сказка для взрослых на историческом материале. Временами очень жестокая. В некотором роде это даже фэнтези, где знаменитые личности соседствуют с вымышленными. Но это не важно по большому счету. Важно то - какие вопросы задает кино.




Фильм безумно красочный, захватывающий, а во второй половине от экрана вообще невозможно оторваться - настолько интересным становится то, что происходит. При этом - за два с половиной часа экранного времени - ни одного мало-мальского провиса. Вообще ни одного! Фильм идеально построен в драматургическом плане. Чем-то его фабула напоминает знаменитое "Царство небесное" Ридли Скотта. Но только некоторыми ключевыми ходами. В остальном - это совершенно разные фильмы.

Юноша-англичанин Роб Коул (его играет Том Пейн), живущий после смерти матери с бродячим шарлатаном-знахарем (впрочем, справедливости ради скажу, что герой Стеллана Сарсгаарда все-таки зубы рвал нормально), одержим идеей стать настоящим врачом. И найти возможность лечить некую болезнь кишок, от которой умерла его мать (позднее будет понятно, что речь идет о воспалении аппендикса). У одного целителя-иудея Роб узнает, что на востоке в Исфахане есть медресе, где учить величайший врач в мире - ибн Сина - Авиценна. Он отправляется в путь. Правда, есть одна проблема. Роб - христианин. А христиан в тех местах просто убивают без суда и следствия...



Филипп Штёльцль, автор потрясающей "Северной стены", - мастер Кино. Его история вроде незамысловатая. Но это незамысловатость старого кинематографа. Так снимали в минувшем столетии, в 60-х, в 70-х годах. Когда главным был дух сюжета, сильные характеры, крепкая история. Но вместе с тем режиссер наполнил его силой красок, динамичностью и философской основой кинематографа нового времени.

И получился если и не шедевр, то очень достойное, добротное, умное кино. В основе своей - "Ученик Авиценны" очень свеж и ценен.

Том Пейн - играет очень даже неплохо. Ему веришь - и это многого стоит. А вообще - история христианина, вынужденного прикинуться иудеем (причем до самого, так сказать, основания веры... у меня до сих пор мороз по коже в одном месте от некоторого очень жесткого эпизода - никогда не пойму, блин, как любой взрослый мужчина может решиться стать иудеем...) - уже сама по себе великолепный образчик Драмы.



Бен Кингсли - шикарный Авиценна. Кингсли играет его очень скупо, спокойно, но при этом с такой внутренней силой, что другого Авиценну просто невозможно представить.



Стеллан Скарсгаард в роли шарлатана-цирюльника - это отдельный подарок для всех его фанатов. Его в фильме немного - только первые 40 минут. Но запоминается крепко.



Оливье Мартинес - шах Исфахана. Интереснейший персонаж. С одной стороны человек без чувств, а с другой - жаждущий остаться в памяти людей воином. С одной стороны - изнуренный распутством деспот, с другой - покровитель новых знаний, с одной стороны - тиран, с другой - друг...



Ну и удивительно красивая Эмма Ригби. "Секс после чумы" - был офигенен. И отдельный респект режиссеру, ибо снимать такие сцены непошло - это надо уметь.



"Ученик Авиценны" - фильм о человеческих судьбах. О предназначении. О желании познавать новое вопреки всему. О желании двигаться вперед. О пути к истине. О том, как хрупки завоеванные знания. О диком невежестве и религиозных предрассудках, убивающих саму жизнь. Кстати, удивительно неполиткорректный в этом отношении фильм  - получили по мозгам все. И христиане, и мусульмане, и иудеи. И в то же время - режиссер очень четко обозначает разницу. Между человеком верующим в Христа всем сердцем, и человеком, использующим Христа для собственной выгоды. Между человеком, для которого Коран - это Путь к Богу, и человеком, для которого главное - джихад, и убийство всех неверных. Между человеком, который отдает свою жизнь ради других, не важно - соплеменники ли это иудеи или принадлежащие к любой другой вере, и человеком, который спасает свою шкуру, фарисейски исполняя все законы Торы.

Преодолеть то, что преодолеть невозможно. И об этой невозможности кричит весь предыдущий опыт и все знания великий умов. Но достаточно всего лишь шагнуть за порог. Сделать один, зачастую страшный и  тяжелый шаг - и ты уже за гранью. И ты уже там, где тебе открываются новые смыслы, и новые законы, и новые знания. А иначе - человечество канет в лету. И его разнесет, как караван в песчаную бурю.





кино, рецензия

Previous post Next post
Up