Сегодня в СКК был концерт. Закончился он, видимо, в час ночи,потому что именно в это время по всему Московскому проспекту выстроились десятки голосующих людей, пытающихся уехать домой на бомбилах. Конечно, ничего особенного - я вижу людей, которые "ловят машину" каждый день, но в этот раз меня потряс масштаб и концентрация этой нецивилизованности - когда одновременно сто или двести человек стоят вдоль дороги и не могут уехать домой после концерта, потому что в нашей стране не существует такой элементарной для всех остальных стран вещи как такси.
Что самое интересное, людям неудобно, но они об этом не знают, им кажется, что так неудобно и должно быть. Все мои знакомые уверены, что такси у нас есть. Люди думают, что все эти "Такси Светлана", "Такси Люкс", "Семь миллионов", "Женское такси", "Таксити" и прочие фирмы - это и есть такси. Даже не такси, а как они это называют, "рынок такси".
Хотя само слово "рынок" противоречит принципам, по которым вообще существует в городе подобный вид транспорта. Говорить "рынок такси" - это то же самое, что говорить "рынок метро" или "рынок автобусных маршрутов". Потому что такси - это общественный транспорт, который человек останавливает на улице, подняв руку. Останавливает, открывает заднюю дверь, садится, говорит куда ехать. Обратите внимание: не сгибается перед окошком и не торгуется, а садится и говорит, куда ехать. Такая простая, цивилизованная жизнь возможна только при одном железном условии - если все такси работают по единым тарифам и правилам. Потому что, даже если "Такси Светлана" едет по улице, нормальный человек никогда не поднимет руку, потому что он не знает, какие у этой "Светланы" тарифы. А нормальный человек не может хотеть платить 800 рублей там, где можно заплатить 400. И даже, если в какой-то ситуации удобнее не ловить на улице, а вызывать по телефону, это все-равно, неудобно делать, когда существует "рынок такси". Вот, представьте, вы сидите с девушкой в ресторане, и под конец вечера просите официанта вызвать такси. Какое такси он вызовет? "Светлану" или "Семь миллионов"? Дорогое, дешевое или среднее? Или он должен с вами и с вашей девушкой обсудить цены на этом "рынке такси"? А если в гостинице вы просите ресепшн вызвать такси. Какое вам вызовут? Самое дешевое или то, которое платит гостинице процент?
Да и вообще эта схема вызова по телефону не работает в самой классической ситуации, когда человеку нужно такси, а именно - на вокзале. Допустим, в поезде вы провели глубокий research "рынка такси", изучили внимательно тарифы всех служб, проанализировали, как выгоднее сейчас ехать - на тех, у кого по минутам, или на тех, у кого по километрам, и вот вы берете телефон и вызываете эту машину на вокзал... Где она вас будет ждать на вокзале? Все это человеку из цивилизованной страны смешно даже слушать, потому что во всех странах пассажир просто выходит из здания вокзала и встает в очередь к ручейку из такси - они все покрашены в один цвет и все работают по одним тарифам. А у нас вокруг вокзала какой-то разноцветный бардак, все стоят, где им удалось приткнуться, все работают по разным ценам, и если ты хочешь ехать с шашечками, нужно подходить к каждому, сгибаться и торговаться, у кого дешевле. В Милане на вокзале вас не встречает толпа мужиков с вопросами "Куда ехать?". Потому что, зачем договариваться, торговаться и ехать с непонятным мужиком на непонятно чем, если можно встать в очередь на официальной стоянке и спокойно уехать на нормальной машине, отвечающей установленным городом стандартам, по известным всем тарифам. То, что происходит у нас сейчас, выглядит так, как если бы в метро каждый поезд устанавливал свои цены на вход, и прежде чем сесть в него, вы бы сгибались перед окошком машиниста и договаривались, до какой станции он вас за сколько готов довезти.
В этом смысле очень выгодно смотрятся как раз бомбилы. Потому что у них-то есть негласный договор по тарифам. Ведь люди примерно знают, сколько стоит поездка "на частнике" от этой улицы до той. То есть, нелегальные такси как-то унифицировались, а вот официальные службы, почему-то, нет.
Я уверена, что эту проблему должны решать власти города. Потому что такси - это общественный транспорт, который существует для того, чтобы во-первых обеспечить людям возможность перемещаться по городу, а во-вторых, чтобы разгрузить город от пробок. "Такси Светлана" и всякие там "Семь миллионов" никакого отношения к такси не имеют. Это машины по вызову - то, что в Америке называется Car Service. У них тоже есть свой рынок работы, но они не выполняют в городе важной функции такси. Не подхватывают людей после концерта, не принимают пассажиров на вокзале.
Если вы выйдите на улицы Барселоны или Нью-Йорка, вы увидите, что они желтого цвета от количества такси. Тарифы всем известны, и очень низкие, так что люди, которые хоть что-то зарабатывают, вполне могут позволить себе ехать по счетчику. Например, поездка по Манхэттену стоит 5 - 15 долларов, не больше. У каждого водителя на стекле висят документы, у каждой машины есть номер, все официально и цивилизованно. Ну почему у нас этого нет? Ну, представьте себе Керри Бредшоу, которая каждый раз, выходя на улицу, сгибается перед ржавым вонючим жигулем и торгуется? Когда ко мне приезжают иностранные друзья, я не могу им объяснить, почему на Невском люди тормозят обычные машины. Для иностранцев это выглядит дико. А у вас что, в городе нет такси? - спрашивают меня. Я не знаю, что ответить.
Я думаю, можно навести порядок, если сделать это сверху. Но почему столько лет правительство не принимает никаких мер? Моя версия в том, что "начальники" просто не знакомы с проблемами горожан. Они ездят на служебных автомобилях с личными шоферами. Да и, приезжая за границу, тоже, наверняка, не живут реальной жизнью. Не посылают письма и посылки, не ловят такси, не платят штрафы по интернету, не знают, чем западный быт отличается от нашего. А я не знаю, как с этим бороться.