Закрыли MTV

Dec 07, 2012 00:38

Наконец-то Профмедиа вымучила решение закрыть MTV-Россия. Я, как человек, работавший на MTV, и тоже не сумевший спасти утопающего, считаю этот шаг, увы, единственно возможным. В последние годы MTV напоминал постаревшего рок-музыканта, который давно уже потерял прежний запал, уже ничего не сочиняет,  давно уже дышит совершенно другим воздухом, но признать это у него не хватает смелости. И вот он выходит на сцену и изо всех сил пытается подражать самому себе в молодости. Малочисленные уцелевшие поклонники ждут прежнего драйва и разочаровываются, а новое поколение просто не понимает, что это. Потому что искусственность и попытка казаться тем, чем ты уже давно не являешься ни к чему не приведет.

MTV - это дитя своего времени. Канал появился тогда, когда люди всего мира поклонялись музыке. Когда на концертах рыдали и падали в обморок, когда фанатки-групиз следовали за музыкантами по гастролям, а на могилах ушедших героев ночевали в палатках и резали себе вены.

В те времена такие фигуры как Цой, Бутусов и Кинчев были голосом поколения, декларировали настроения миллионов. Одного их слова было бы достаточно, чтобы собрать несколько Болотных. А у нынешнего поколения нет кумиров такой величины. Музыка сейчас превратилась в бизнес, она утратила роль путеводной звезды и оставила себе развлекательную функцию. Никому уже неинтересно слушать репортаж NewБлока о том, кто с кем записал новый трек, какая кавер версия выходит и когда.

Раньше новость о том, что Мадонна выпускает очередной альбом, занимала первое место в информационной сводке. Сейчас ценность такой новости для большинства зрителей приближается к нулю. Примерно как пресс-релиз о том, что  Гинза открыла новый ресторан.

Мир-то изменился, - поняли американцы, глядя на финансовые отчеты. И решили, что от музыки нужно постепенно уходить в сторону драмы - телепередач и сериалов. От старого MTV оставили NewsБлок, хит-парады, документалку о шоу-бизнесе и видеоклипы по ночам. А все остальное время заполнили молодежными программами типа «свидание двух геев» или «мама, я беременна», которые вы все так ненавидите, но, судя по рейтингам, смотрите охотнее чем клипы.

Причем, американцы, обладая лучшими производственными мощностями в мире, очень быстро наснимали достаточно телевизионного контента, чтобы заполнить сетку, которая раньше была целиком заполнена музыкой. А вот нашему MTV, у которого ресурсов мало, и который в основном занимался тем, что в прямом эфире принимал музыкальные заявки на пейджер, создать такое количество собственных молодежных передач оказалось не по силам. Поэтому эфир наводнил чужеродный американский контент, на фоне которого немногочисленные русские программы оставались незаметными.

Единственный раз, когда эту ситуацию ненадолго получилось переломить, был запуск русского сериала «Клуб». Этот сериал был и музыкальный, и молодежный и про тусовки, и очень удачный - рейтинги его зашкаливали. Но, во-первых, существовать на одном сериале канал не может, потому что в сутках 24 часа, а в неделе 7 дней. А во-вторых, однажды сериал закончился, и повторить его успех больше не удалось.

Самое интересное, что наши не могли понять, какое, все-таки, место в новом MTV должна занимать музыка. Многие, например, считали, что NewsБлок по-прежнему обязан рассказывать о музыкальных событиях. Ну, мы же MTV, как мы можем не упомянуть о приезде «Deep Purple» в Москву? И, действительно, представить, что этот канал проигнорирует приезд такой крупной музыкальной группы было невозможно. Хотя аудитория передачи "Мама, я беременна" уже и знать не знает такую группу. Или вот, хит-парады. Я считаю их пережитком прошлого. В Америке они элементарно показывали, чьи пластинки раскупались на неделе лучше всех. А у нас? У нас они всегда были искусственными, и сейчас, по-моему, когда всем все понятно, эта форма «Дима Билан опустился на две строчки вниз» выглядит уже смешно. Тем не менее, хит-парады на MTV продолжали выходить, но такой популярностью как раньше уже не пользовались.

Последний гвоздь в гроб музыкального вещания, мне кажется, был вбит, когда произошла "Интернет-революция" -  когда молодежь стала жить в айфоне и социальных сетях. Раньше подростки дозванивались в эфир, чтобы попросить ведущего поставить любимый видеоклип. Это было событием! Теперь они стали смотреть видеоклипы у себя в телефоне. Канал MTV потерял статус "экслюзивного дистрибьютора музыки", и на фоне того же Vkontakte и Youtube казался уже древним ископаемым.

В 2010 году американской стороной было официально объявлено, что MTV перестает быть музыкальным телевидением, и три буквы больше не будут никак расшифровываться, а будут олицетворять раскрученный бренд, который ориентируется на молодежь.

Ребрендинг (стерли слова music television под аббревиатурой) должен был положительно сказаться на судьбе канала, но в русском офисе внес еще большую путаницу. Логотип MTV был слишком мощным, и как теперь должен выглядеть эфир, каким традициям следовать, а какие оставить в прошлом, на что теперь ориентироваться, и на какую аудиторию работать, никто не знал.

Понимаете, все эти годы на канал давили успехи старой команды Бориса Зосимова. Это значит, постоянные сравнения, ожидание, необходимость соответствовать, ведущие, подражающие прежним кумирам и тп. Удивительно, как долго все на полном серьезе надеялись возродить дух Шелест и Комолова. Я только сейчас понимаю, какая это была провальная идея. Даже Джеймс Бонд уже отрекся от старого образа, а мы все еще пытались повторить прежнюю интонацию. Ведь Шелест и Комолов сами обозначили конец своей бескорыстной, безрассудной эпохи, уволившись с MTV. Ведь они ушли, чтобы конвертировать свой успех на молодежном телевидении в карьеру на большом, богатом федеральном канале. И это значило только одно - время искреннего энтузиазма прошло. Так зачем продолжать шагать под старым флагом?

Хозяева до последнего верили, что всемирно-известный бренд априори соберет больше зрителей, чем новый логотип. Но, правда в том, что последние годы MTV задыхался под тяжестью своего бренда. Так же, как дети великих актеров мучаются под фамилиями своих гениальных родителей, потому что не оправдывают ожиданий. Лучше, ей богу, быть свежим и никому не известным, чем придавленным тяжестью трех букв, давно себя изживших.

Трибуна

Previous post Next post
Up