Оригинал взят у
owls_flight в
Дмитрий ЛовецкийДмитрий Ловецкий. Фотограф, который умеет видеть. Текст и отрывок из интервью взяты
отсюда.
"Фотографии Дмитрия Ловецкого подкупают своей простотой и одновременно глубиной проникновения в предмет съемки, легкостью и хорошим чувством юмора, в них прослеживаются интерес и любопытство автора к окружающему миру, к мелочам, составляющим наш быт. Они очень живые, добрые и открытые - как сам автор. Также подкупают профессионализм и любовь к своей работе, без всяких околофотографических разговоров.
- С чего и как началась для Вас фотография?
- Началось все с детской фотостудии Дворца пионеров. Я учился там около 4-х лет. С благодарностью вспоминаю своего преподавателя Ритова Бориса Ефимовича. Напечатанные фотографии, не успев высохнуть, сразу изучались им. Плохие он рвал тут же. И неважно, что там был любимый кот или не менее любимая бабушка. Конечно, поначалу были слезы, но в итоге я очень ему благодарен - за ту планку, которую он тогда задал. Вообще, школа черно-белой фотографии дала мне очень много, прежде всего это относится к композиции. Композиция - это ведь не буквальное воспроизведение правила золотого сечения, которое, кстати, я до сих пор не понимаю. При ручной печати, когда кадрируешь негативное изображение на фотобумаге, композицию воспринимаешь на уровне формы и пятен, не привязываясь к предметам, чего не позволяет почувствовать цифра.
Интерес к репортажной съемке тоже появился в процессе обучения в фотокружке. Интересна была позиция стороннего наблюдателя, который не вмешивается в события, а просто фиксирует их. Я с трудом перевариваю постановку, считаю, лучше немножко подождать - и всё само сложится во что-то интересное.
1
Про портрет
- Где Вы работали до «Ассошиэйтед Пресс»? И как оказались там?
- После армии с 1991 по 1997 я работал на «Невское время». В 1997 году Толя Мальцев ушел из «Ассошиэйтед Пресс» в Европейское пресс-фото агентство (ЕПА), и я оказался на его месте. Так мы оказались в конкурирующих фирмах, поэтому на съемках очень часто толкаем друг друга локтями.
2
Танец отмороженных лебедей
- Не хотелось попробовать что-то другое? Сергей Максимишин, например, снимает фотоистории. Не заразил Вас?
- У меня все должно быть в одной карточке. Я не снимаю репортаж. Снимая для «Невского времени», я знал, что если я сниму три карточки, то получу в три раза больше денег. А сейчас я снимаю карточку, которая становится символом события - вбирает в себя все. Мне нравится, что нужно одной карточкой сказать все, и нравится специфика работы в агентстве - жизнь достаточно пестрая (часто бывают командировки).
Максимишин заразил другим. Специфика новостной съемки в том, что, в основном, мы работаем стаей, толкая локтями друг друга, а он нашел для себя режим работы, при котором он работает один. И получается, что, во-первых, даже если ты не снимешь что-то, то никто об этом не узнает, а во-вторых, никто не сделает карточки, подобной твоей. Конечно, хочется поснимать в свободном режиме - это счастье. Для этого необходимо сделать важный шаг. Сергей сделал в свое время этот шаг - ушел из журналистики ежедневной. И мне хочется попробовать, но этот шаг никак не делается. Хотя работать в агентстве с каждым годом все труднее.
3
Про птичек
- Какова специфика работы с агентством?
- Есть четыре конкурирующих зарубежных агентства: EПA - в Петербурге его представляет Анатолий Мальцев, «Рейтер» - это Саша Демъянчук, «Франц Пресс» - Кирилл Кудрявцев, «Ассошиэйтет Пресс» - я. Моя задача - «покрывать собой» северо-западный регион, отслеживать события. Поначалу после «Невского времени» снимал все, потом научился определять важность события. Мой девиз: любое событие - это не цель фотографирования, а мизансцена для необычной карточки или повод сделать хорошую фотографию, даже если она не всегда прямо отражает это событие. Повод найти интересный сюжет. Всегда в рамках обычного события ищешь что-то интересное.
- С чего началась любовь к длиннофокусным объективам?
- Работая в агентстве, я долго снимал на Nikon. А к тому времени в Москве фоторепортеры перешли на Canon - остался объектив 600/4 неавтофокусный - его отдали мне. Я переделал его заднюю часть, чтобы он подходила к Canon. Теперь я свою камеру называю Nikkor EOS.
4
Про люк
- «Если фотография недостаточно хороша, значит, вы были недостаточно близко», - как-то так Роберт Капа сказал. Как вы к этим словам относитесь?
- Телеобъектив 600 мм позволяет сфотографировать человека с расстояния в 100 метров так, что он этого не заметит. Поэтому фотография получается более правдивая. Эффект невмешательства.
- Ваши любимые фотографы?
- Моя фотографическая Библия - это выставка «Род человеческий», проходившая в 60-е годы по всему миру. На этой выставке Эдвард Стейхен - знаменитый американский художник и фотограф - представил работы фотографов из разных стран, в том числе и из Советского Союза. Этой выставкой пытались раскрыть суть человека и человечества вообще. Война, мир, любовь - все темы были затронуты. У меня в детстве был альбом с этой выставки - очень сильное впечатление произвел.
Из коллег же очень ценю Серегу Максимишина, очень нравятся не столько истории, сколько какие-то отдельные карточки фичерного плана. Юрий Козырев - очень интересен, довелось пересечься с ним в Осетии.
5
С праздником, мужики!
- Вы снимаете Canon EOS 5D Mark II. Это - необходимость или дань моде и развитию технического прогресса? И какие сейчас требования в агентстве к карточке?
- Когда я снимал трагические события Норд-Оста, находясь в здании напротив, метрах в 200 от происходящего, мне бы эта камера очень пригодилась. Карточки получились тогда очень шумные и низкого качества. Возможность снимать на высоких ISO - это большой плюс в работе.
Раньше 2000 пикселов по большей стороне было достаточно, сейчас 2000 по длинной стороне - это минимум. Но при этом сжатие JPEG должен быть не больше 1,4 Мб. На моей камере кадр на выходе имеет 5600 пикс. по длинной стороне. При сжатии его до 1 Мб теряется качество, поэтому приходится картинку уменьшать физически, а потом сохранять ее с резолюцией jpeg 8.
6
Питерский фасон
- А если изначально снимать с более низким качеством?
- Можно, конечно. Но когда снимаешь - все-таки хочется думать, что снимаешь «в вечность»: а вдруг когда-нибудь кому-нибудь пригодится этот кадр.
7
Начало
- А как архивируются те кадры, что «в вечность»?
- С архивированием у меня всю жизнь было туго. Когда я увольнялся из «Невского времени», мой архив представлял собой пучок пленок, который висел на гвозде, - их было штук 300. А сейчас - папка, число, название - по годам. Те, что уже печатали, - в отдельную папку.
8
Собака Станиславского
- Как происходит сейчас работа с агентством?
- Два варианта развития событий. Первый вариант - снятые карточки я отправляю в Москву. Там редакторы пишут кэпшэн (информационная подпись к фотографии) и отправляют «готовую продукцию» в Лондон.
В некоторых случаях, например, во время спортивных съемок, все нужно делать предельно быстро, поэтому многие процессы автоматизированы. При съемке ответственных футбольных матчей камера напрямую соединена по USB с компьютером. То есть - я снимаю прямо в компьютер - в определенную папку. Специальная программа перекладывает их в другую папку, цепляя к ним болванку кэпшэна, - в итоге мне остается только вставить имена игроков. Если не знаешь имени, поможет программа, которая по номеру игрока вставляет имя. Таким образом, пересылка карточек идет во время матча.
Второй вариант: если моего английского хватает - редактор не требуется, - то отправляю снимки прямо в Лондон. Был смешной случай, когда я решил выпендриться и написать кэпшэн сам к карточке, на которой рыбак в прозрачной полиэтиленовой палатке на льду рыбу ловит. Писал часа три, отправил редактору, он мне тут же перезванивает и спрашивает: «Дима, а что ты имел в виду, когда написал, что рыбак полиэтиленом греет рыбу?»
- Агентство берет такие карточки с рыбаками, с сюжетами на повседневные темы?
- Да, конечно. В новостной съемке не так давно появилось такое понятие, как «фичер» (от англ. feature) - просто красивая карточка из повседневной жизни, не привязанная к какому-либо событию. Примерно одна треть карточек, отправляемых в агентство, - это «фичер».
9
- Как агентства относятся к таким карточкам без адреса?
- Нормально. Конечно, адрес в карточке важен, но ведь все зависит от контекста. Если кто-то кого-то по голове топором бьет - можно обойтись и без Петропавловки на заднем плане.
- Выходные бывают без камеры?
- Я себя очень неуютно чувствую без камеры. Но такое все же изредка случается, тогда беру «мыльницу».
10
Даёшь зиму!!!!
- Вы снимаете на «мыльницу»?!
- Да. Но это - хорошая «мыльница»! Высокое качество. Вдруг окажешься в такой ситуации, когда под рукой больше ничего нет.
11
За
- А отпуск?
- Вместо семейного отпуска у меня получился оплачиваемый отпуск в Осетии. В минувшем августе с семьей я уехал на дачу. Хочется ведь иногда в отпуске посидеть, ничего не делая. Приволок новый телескоп - думал астрономией заняться. Так нет же - выдернули, и уже 12-го я оказался в Осетии. Если сам там не побывал, то никогда и не поймешь, что там вообще происходит. Очень много вранья. В самом начале были огромные беды в Осетии, которые никто не снимал, а в Грузии сняли.
Не зря говорят, что мы проиграли информационную войну. Ибо в Осетию российским фотографам удалось попасть значительно позднее. А несколько дней разницы в освещении таких событий играют уже очень большую роль. Специфика военной фотографии состоит в том, что надо снять, как идет бой. Нужна внятная картинка. А между тем вообще ничего не видно - какие-то люди за кустами сидят, пули свистят, ничего непонятно. То есть выходит, что фотограф фактически побывал в бою, а карточек, которые ожидают увидеть, у него нет.
12
Коллега
- Если говорить о съемках, то, Вы считаете, правды не было не только с американской стороны, но и с нашей?
- Я полдня снимал грузинские беды, полдня - осетинские разрушения. То, что говорили с грузинской стороны, будто мирное население Осетии вывели, было неправдой. Правда - она всегда где-то посередине."
13
Майдан
14
Про барабан
15
в Эрмитаже
16
17
Дефолт
18
Дворяне
19
Дети февраля
20
Последнее препятствие
21
22
Страна советов
23
Утро охотника