Оригинал взят у
sizeof в
Экспонометрия пленки и кинетика проявления - explained gerokunst пишет в ru_fotoplenka @ 2009-08-21:
<<
"Золотое правило" из мануала Leica M6
Коллеги, подскажите пожалуйста, правильно ли я понимаю следующую фразу из руководства пользователя Leica M6:
"Expose B&W films for the shadows, and develop for the highlights."
Как: "При съемке экспозицию следует замерять по теням, а при проявке сокращать время относительно номинального".
Я прав или нет? Заранее благодарен.
UPD: Данный вопрос задан с целью понять, что имел ввиду автор мануала. Большая просьба высказывать трактовки, а "советы" оставить при себе :)
>>
Ответ:
Не надо смотреть на все сразу, станет страшно:) Смотрим постепенно.
Оси: горизонтальная - яркость участков объекта съемки (обозначается B - brightness). Слева - тени, справа - света.
Вертикальная - почернение пленки (оптическая плотность, обозначается D - density). Внизу - прозрачные участки пленки, вверху - непрозрачные, сильно почерневшие.
Смотрим на красную кривую. Она называется характеристической кривой пленки.
Ее наклон выражает контраст. У нее 3 участка (см. текст вверху): недодержки, правильная передача, передержки. У недодержек и передержек тот гадкий факт, что почернение cлабо зависит от яркости объекта -- там маленький наклон (контраст), и происходит потеря деталей (в тенях или светах). Почему такой плохой наклон? - пленка неидеальный регистратор сигнала, у нее есть порог чувствительности и насыщение, и нелинейность передачи, и т.д. Вообще, с этим можно поэкспериментировать в Кривых (Ctrl+M) в фотошопе, будет такое виртуальное проявление.
Во время проявления форма кривой меняется, оптические плотности растут (смотрим на семейство кривых и зеленую цифру 1 справа). В течение 1-2 мин (время условное) серебра образуется мало, и уж тут не до правильной передачи: диапазон оптических плотностей низок, пленка прозрачная, в тенях вообще ничего пока нет. Потом проявитель проявляет, почернения чернеют, диапазон плотностей возрастает, кривая приобретает свою классическую форму. К сожалению, растет вуаль - почернение пленки в тех участках, коие были экспонированы слабо или не были экспонировано вообще (зеленая цифра 2). При длительном проявлении или когда пленка старая или когда теплый проявитель, вуаль большая.
Теперь об алгоритме этом леечном, о чем был вопрос.
Что мы хотим? Мы хотим получить такой диапазон оптических плотностей на пленке, который было бы удобно печатать или сканить. Для этого, во первых, этот диапазон должен не превышать некоторого значения (иначе сканер не возьмет, да и бумага тоже), и во-вторых, он должен лежать на линейном участке характеристической кривой, что естественно.
Поэтому делаем так (давайте ростом вуали в ходе проявления пренебрежем).
- Берем некую минимальную оптическую плотность, удобную для печати (Dmin - см. рисунок). Понятное дело, раз она min, то это будут тени объекта. См. фотки справа, там все обозначено. Плотность эта отсчитывается от вуали. Когда она слишком мала - то станет сливаться с вуалью, когда слишком велика - зазря потеряем динамический диапазон пленки. Кроме того, с ростом плотности растет зерно.
- По кривой смотрим, какую яркость должен иметь объект съемки (а точнее, участок пленки во время экспонирования.. но это детали), чтобы дать нужное нам почернение - это Bmin на рисунке и на фотке справа. По яркости этой получаем экспозицию, по ней - выдержку и диафрагму. На самом деле за нас это делает экспонометр/спотметр, разумеется - мы ему только сообщаем ИСО, а он в своих расчетах его учитывает.
Это и есть "expose for shadows". - Далее. Что со светами? Как мы задумали, они должны дать почернение, не превышающее некоторого значения, "а то сканер не возьмет". Очень большой диапазон плотностей - гемор при печати и скане. Ок. Берем тот диапазон, который хотим (это отрезок ΔD на рисунке), и отсчитываем от точки Dmin - получаем точку Dmax. Это будет самое черное место на нашем негативе. :)
- Все круто, вот только мы - увы - не можем управлять диапазоном яркости ΔB объекта, т.к. она определяется не зависящими от нас цветом, фактурой и освещением сцены (на градиентные фильтры, заполняющие вспышки и прочее забъём пока). Поэтому, раз мы на шаге 2 фиксировали экспозицию в точке Bmin, то мы автоматически получили и точку Bmax, это - света объекта, и ничего тут не поделаешь.
- Но нам нужно, чтобы эти света (точка Bmax) дали желаемое почернение Dmax. как это сделать? К счастью, как мы выяснили выше, Dmax изменяется со временем проявления. Поэтому мы берем такое время проявления, котрое даст такую кривую (она на рисунке красная), которая нам даст это соответствие. Так получается нужное время проявления - обозначено на рисунке topt.
Это и есть "develop for highlights".
Если мы это нарушим.. и, скажем, слегка перепроявим.. то просто "поднимем" света на негативе, и увеличим его ΔD: точка A на рисунке сместится к точке B. Если точка С (новая Dmax негатива) еще лежит в линейной зоне кривой, то нам повезло, но придется печатать на более мягкой бумаге, или разбавлять прявитель, или маскировать при печати, а при скане матюгаться и решать, чо лучше - черные тени без деталей или белые тупые света тоже без них. Но хоть детали на пленке - еще пока будут. Ну а если зайдем за линейный интервал - привет и с песней, детали в светах потеряем совсем. В любом случае м-р Адамс был бы крайне недоволен:)
Понятно, что здесь много упрощений. Но в целом - так.
Уф.
Ансель Адамс, Лейка, и ты, %username%, должны мне по бутылке пива:)