Мы привыкли считать собак «искренне любящими и бескорыстно преданными» животными. То, что периодически из-за их поведения у нас возникают проблемы, мы объясняем или неудачным стечением обстоятельств, или естественным недопониманием между представителями разных видов - мол, они хотели, как лучше, но вышло как вышло, собаки же. Но так ли это на самом деле?
Есть мнение, что собаки могут пытаться разрушить человеческие отношения в угоду своим собственным интересам. Фото Ryan Walton/Unsplash
В последнее время ученые всё чаще высказывают мнение, что наши питомцы не так бесхитростны, как кажется. Вполне может быть, - говорят те, кто давно и не понаслышке знаком с психологией, - что собаки создают проблемы намеренно, с целью получить некую личную выгоду. В такое трудно поверить, но если это правда, то наше отношение к собачьему поведению требует основательного пересмотра.
Собаки провоцируют конфликты? Да ладно!
Звучит странно, согласен. Однако за примерами того, как именно собаки могут провоцировать возникновение разногласий с окружающими, далеко ходить не надо - их довольно много. Воинствующим скептикам замечу: я сейчас никого ни в чем не обвиняю, а потому, читая дальнейшее, попробуйте обойтись без отрицания. Неоспоримым является тот факт, что если бы собака вела себя иначе или её не было бы вовсе, то ничего из этого не случилось бы.
Конфликт на пустом месте - оба владельца стремятся к «ответственному содержанию», но каждый из них вкладывает в это понятие свой смысл. Фото Andrik Langfield/Unsplash
Возьмите громкий лай по ночам или привычку собаки гадить под чужими окнами. Вне зависимости от того, живёт ли владелец в многоквартирном доме или в отдельном коттедже, однажды наверняка наступит момент, когда кто-то из соседей решит высказать свое отношение к происходящему. Или если в общественных местах собака бегает без поводка, подбегает к незнакомым людям и, тем более, прыгает на них, а владелец ничего не может или не считает нужным сделать - разве это не повод для серьезного конфликта?
Ладно, это прохожие, с ними всё понятно. Разногласия могут возникнуть даже между владельцами. Один, к примеру, добросовестно соблюдает правила и водит собаку только на поводке, отдавая приоритет потребностям окружающих; другой при малейшей возможности отпускает свою собаку с поводка, поскольку уверен, что она не причинит никому вреда - он хочет дать ей свободу быть собакой. Оба владельца стремятся к «ответственному содержанию», однако каждый из них вкладывает в это понятие свой смысл.
Конфликты вокруг собаки, которые возникают внутри семьи - пожалуй, самая серьёзная тема. В своей практике я несколько раз сталкивался с тем, что вопрос «где оставить собаку во время отпуска?» ставил моих клиентов буквально на грань развода. Один из супругов хочет оставить собаку в гостинице, другая сторона категорически против, упирается и требует взять питомца с собой или нанять для него сиделку - готов скандал!
А ревность? Допустим, как часто бывает, собака по какой-то, только ей известной причине, прикипела к одному члену семьи, в то время как все остальные не стоят для неё и ломаного гроша. В результате домашние смотрят друг на друга косо и ситуация гудит от напряжения. Одна искра, и разгорится скандал. Вишенка на торте - собака как рупор пассивно-агрессивного общения между домочадцами, знаете, такого плана: «О, смотри-ка, Джесси, кто-то опять забыл вынести мусор!».
Разделяют и властвуют
Приматолог Франс де Вааль в своей книге «Политика у шимпанзе» утверждает, что ни борьба за власть, ни связанное с ней стремление создавать сложные коалиции не являются чисто человеческим изобретением. Де Вааль уверен: наши дикие родственники прекрасно понимают значение принципа «разделяй и властвуй», при необходимости готовы жестоко мстить обидчикам и сурово карать непокорных. Отношения в сообществе шимпанзе порой напоминают розыгрыш серьезной шахматной партии, где налицо и чёткая стратегия действий, и планирование будущего, и сложные многоходовые комбинации.
При желании собакам не составит труда намеренно совершить нечто, что спровоцирует внутрисемейный конфликт. Фото Belle Collective/Unsplash
Домашние четвероногие питомцы, разумеется, не шимпанзе. Однако надо быть крайне наивным человеком, чтобы всерьёз думать, будто собаки, эти невероятно умные животные, имеющие колоссальный опыт общения с человеком, не замечали связи между тем, что они делают, и тем, как на это реагируют окружающие их люди. Логика подсказывает, что им не составит труда осуществить простую многоходовочку, оставив, к примеру, лужу на диване и вызвав тем самым конфликт между членами семьи.
Зачем это делать - уже другой вопрос. Обычному владельцу, привыкшему думать о собаках как об исключительно преданных человеку существах, по определению неспособных держать камень за пазухой, мысль о том, что его питомец может намеренно провоцировать конфликты, наверняка покажется бредом. Но то обычный собачник. С точки зрения учёных происходящее между собакой и человеком выглядит куда более интересно.
Как оказывается, провокационное поведение собак не такая уж редкость. Социолог Джеймс Бегган, авторитетный специалист в области изучения романтических отношений между людьми, вообще считает собак потенциальным источником очень серьёзных проблем. Он посвятил этой теме целую книгу, с говорящим названием «Как наша любовь к собакам порождает социальные конфликты», где подробно рассматривает роль собак в эскалации разногласий между людьми. Несмотря на то, что его собственный взгляд можно назвать провокационным, рассуждения Беггана отнюдь не лишены смысла.
Идея о том, что собаки могут быть потенциальным источником конфликтов в отношениях между двумя людьми, не главное в работе Беггана. Гораздо более важный вопрос, который он задает, звучит так: «Могут ли собаки намеренно действовать в триадах и использовать в своих интересах или поощрять потенциальный конфликт между людьми?». Другими словами, способны ли наши питомцы умышленно управлять человеческими отношениями и даже разрушать их ради продвижения своих собственных интересов? Бегган склоняется к тому, чтобы ответить на него утвердительно.
«Триада взаимоотношений»
Большую часть своей научной деятельности Бегган посвятил изучению взаимодействия людей в рамках структуры, которую он называет «триадой взаимоотношений». Триада - группа из трех последовательно взаимодействующих и одновременно связанных романтическими отношениями индивидуумов (к примеру, муж, жена и любовница). Такие группы, как правило, не отличаются стабильностью, но главное, что в них часто присутствуют элементы соперничества, когда два члена триады в том или ином виде формируют коалицию против третьего.
Собаки в семье это настоящие агенты влияния - умные, продвинутые, умеющие создавать тесные эмоциональные связи. Фото Chewy/Unsplash
Собаки не только понимают концепцию триады, но и обладают достаточными когнитивными способностями, чтобы быть активными участниками человеческих конфликтов. Более того, у собак хватает интеллектуальных ресурсов даже для того, чтобы преднамеренно их провоцировать. Обратите внимание на собачьи игры, для которых характерна быстрая и частая смена ролей - здесь налицо способность понимать намерения своих партнеров по игре и формировать в ответ свое собственное адекватное поведение.
Собаки создают коалиции и действуют сообща, чтобы достигнуть общей цели. У собак быстро завязываются дружеские отношения, они широко используют активные методы купирования конфликтов - успокаивающие сигналы, утешение и примирение. Собаки искусны в социальном взаимодействии с людьми. По словам Беггана, нет причин думать, что собаки не могут использовать некоторые из этих же стратегий в рамках триады человек-человек-собака.
По мнению Беггана, питомец вполне может быть активным членом триады, то есть не объектом, а субъектом отношений. К примеру, в паре, где у одного есть собака, которая каким либо образом вступает в союз с кем-то из партнёров, тем самым создавая предпосылки для возникновения конфликтов между ними. Звучит странно? Лишь на первый взгляд: если вспомнить, насколько мощную эмоциональную и психологическую связь формируют некоторые люди со своими животными, теория Беггана обретает новый смысл.
Взаимодействие в рамках триады невозможно без умения понимать чувства окружающих, то есть без эмпатии и способности воспринимать перспективу. Учёные доказали, что и того, и другого у собак хватает с избытком - об этом я писал в статье, посвященной очеловечиванию собак. Опираясь на работы современных этологов, таких, как Марк Бекофф, Бегган утверждает, что собаки способны понимать, о чем думает другое существо, в том числе человек. Он снова обращает наше внимание на собачью игру, как на пример самоограничения, понимания намерений других и смены ролей.
Благодаря способности видеть перспективу, собаки могут быть более искусны в сборе и обработке информации о человеческих эмоциях и намерениях, чем мы думаем. Они могут использовать эту свою способность, чтобы получить от ситуации то, что они хотят или в чем нуждаются, ставя таким образом, по словам Беггана, «свои собственные интересы выше повиновения людям».
И развитое умение видеть структуру семьи, и четкое понимание чувств и намерений окружающих были бы бесполезны без способности взаимодействовать с членами группы. К счастью для собак, они, что называется, «чувствительны» к человеческому общению, то есть чутко настроены на коммуникацию с нами. Собаки невероятно искусны как в считывании сигналов по выражению нашего лица, тону голоса и запаху, так и передаче нам информации с помощью своих вокализаций, мимики и поз.
С одной стороны, выдающиеся коммуникативные способности и умение понимать человеческие эмоции помогают собакам сотрудничать с нами. Однако, с другой стороны, это же дает им возможность эффективно работать против некоторых из нас. Особенно, как пишет Бегган, «если это позволяет укрепить отношения с высоко значимым в глазах собаки индивидуумом, таким как куратор или владелец».
Совершенно необязательно, что, провоцируя скандалы в семье, собаки руководствуются исключительно корыстными мотивами, например, желанием обладать большим количеством ресурсов. По мнению Беггана, драйверами могут быть такие факторы, как собачья способность к ревности и отвращение к неравенству. Последнее, к слову, представляет собой довольно любопытное явление.
Эксперименты, проводившиеся лабораторией «Умный пес» при Венском университете, показали, что собаки болезненно воспринимают несправедливость в отношениях. Например, собака готова давать лапу много раз подряд, даже если за это не будет никакой награды. Но если другой собаке за выполнение той же команды скормят лакомство, первая собака потеряет интерес и давать лапу перестанет. Точно так же ведут себя волки, которые выращены в человеческом доме.
Однако не спешите записывать автора в собаконенавистники - его идеи весьма любопытны и не имеют ничего общего с манифестом против содержания собак. Вполне возможно, что взгляд на проблему отношений с собаками под таким углом позволит более точно понимать мотивы их поведения, не ограничиваясь объяснениями из серии «кто кого сильнее задоминировал». Хотя, признаюсь, даже мне принять концепцию Беггана было совсем непросто.
Tertius gaudens
Мне не удалось найти информацию о целенаправленных исследованиях, где изучалось бы поведение собак как «агентурных катализаторов» конфликтов. Вполне возможно, что на момент написания этого материала подобных работ не проводилось. Такое положение дел кажется мне странным: я согласен с Бегганом, который считает, что эта область социологии обладает огромным исследовательским потенциалом.
Выгода от провокации может быть неочевидной с точки зрения человека - это не борьба за миску, скорее борьба за внимание. Фото Karolina Grabowska/pexels
Вопросов множество, и все они весьма любопытны. Если предположить, что собаки участвуют в эскалации конфликта, то в качестве кого они выступают? В качестве tertius gaudens (лат. «радующийся третий»; тот, кто выигрывает, когда двое других находятся в споре) или как непосредственные участники? Какие стратегии они используют? Эффективны ли эти стратегии?
Собаки, включённые в социальную жизнь человека на таком уровне совсем не то же самое, что просто домашние животные а-ля аквариумные рыбки, чья единственная функция - создавать благоприятный фон в доме. Вполне возможно, заводя щенка, мы должны говорить не о «содержании питомца», а о «жизни с собакой». Разница есть. Это и пугает, и восхищает одновременно.
Отношения в триадах необходимо изучать. Выяснив роль собак в тройственных отношениях (два человека-владельца, одна домашняя собака), можно использовать эти знания, чтобы подумать о других социальных конфигурациях, включающих собак и людей. Но главное, что понимание структуры подобных взаимоотношений позволило бы наилучшим образом урегулировать межвидовые конфликты с участием собак и людей.
Число собак, живущих в качестве домашних животных, продолжает неуклонно расти, создавая все больше возможностей для возникновения конфликтов, как связанных с собаками, так и напрямую порождаемых ими. Чем дальше, тем больше ощущается необходимость иметь «под рукой» эффективные инструменты для локализации и разрешения подобных трудностей. И в этом отношении изучение агентурных способностей домашних животных может стать серьёзным подспорьем.
Старайтесь понять своих собак. А с
вопросами воспитания мы обязательно разберемся.
***
Меня зовут
Александр Смирнов, я кинолог и дипломированный клинический психолог. Пишу о собаках то, что они хотели бы сказать нам сами. Обучаю, помогаю с воспитанием. Нужна консультация? Мой телефон +7 (921) 921 09 11 - звоните, пишите в Вотсапп, я всегда на связи.