Утренний звонок из Москвы заставил меня снова вернуться к теме кастрации собак. Женщина на том конце линии пожаловалась, что её пятилетний йоркшир загадил буквально весь дом. Она рассказала, что не сильно утруждала себя поисками решения, а когда жить так дальше стало невыносимо, просто обратилась к ветеринару. Тот предсказуемо рекомендовал ей кастрировать собаку - мол, скорее всего, метки прекратятся. Хозяйка, что называется, «почитала в интернете» и согласилась.
Дата операции уже была назначена. Но у хозяйки, как опять же следовало ожидать, возникли сомнения в целесообразности процедуры. По её словам, хотя многие таким образом решали проблему, «многие» - это совсем не то же, что «все». Она по-прежнему склонялась к операции, но решила узнать мнение со стороны и обсудить свои сомнения, поэтому позвонила мне.
Я выслушал её рассказ, потом задал всего один вопрос: «Что будет, если после кастрации метки не исчезнут?». Возникла пауза. «Понимаете, - продолжил я, - несмотря на то, что проблема существует уже давно, для её решения Вы пока толком ничего не сделали. Вместо того, чтобы разобраться в причинах и попытаться решить вопрос на уровне поведения, Вы послушали всего одного специалиста. И он, заметьте, несмотря на радикальность предложенных мер, не дал Вам никаких гарантий достижения результата. Поэтому, как мне кажется, окончательное решение нужно отложить».
Хозяйка задумалась. Мне было важно донести, что возможности поведенческой терапии не исчерпаны до конца. И дело даже не в том, что в таких случаях, как с её собакой, бороться необходимо - просто если кастрация не принесёт результата (а это более чем вероятно), хозяйке всё равно придётся заниматься коррекцией поведения. Печальнее всего, что сценарий осложнят непоправимые повреждения, которые будут нанесены организму собаки. Знаете, назвать их благом можно с большой натяжкой.
Это довольно типичная история. К сожалению, людям свойственно искать простые решения, даже несмотря на очевидный вред, который может нанести их реализация. Есть немало владельцев, готовых рискнуть здоровьем собаки, не попытавшись решить проблему как-то иначе. Ветеринары? Они зарабатывают неплохие деньги, проводя относительно простые операции совершенно здоровым собакам. Этой хозяйке хватило смелости хотя бы обсудить свои сомнения. А сколько просто берут и режут?
Я не против кастрации, хоть и считаю её абсолютно варварским методом решения проблем. Главное - разумный подход к принятию решения о проведении операции. Моё мнение таково: если с помощью кастрации действительно можно решить проблему, это нужно делать. Разумеется, при условии, что предварительно владельцем собаки была проделана хотя бы более-менее серьёзная терапевтическая работа. Иначе говоря, сначала нужно попытаться исправить поведение без кастрации или как минимум подготовить почву для изменений, и только потом идти на эту крайнюю меру.
Отрезанного не пришьёшь. Уважайте своих собак.
***
Интересно? Подпишитесь, дальше будет еще интереснее. Меня зовут
Александр Смирнов, я дипломированный клинический психолог. Последние двадцать лет практикую как кинолог: это занятие оказалось гораздо увлекательнее. Вопросы и заявки на консультации отправляйте в Вотсапп +7 (921) 921-09-11. Хотите пообщаться прямо сейчас - звоните, я всегда на связи.