«Я много разговариваю со своими собаками»

Mar 09, 2024 06:58


«Я так много разговариваю со своими собаками, что человек со стороны может подумать, будто у меня не все в порядке с головой» - призналась мне на днях одна хозяйка. Она сказала это так, словно я в каком-то смысле и есть тот самый «человек со стороны», способный принять нормальное общение между владельцем и его собакой за расстройство психики.



За тысячелетия совместной жизни человек и собака создали свой, особый язык общения. Фото John_V/Pexels

Подчеркиваю: нормальное, и это важно. Ученые доказали, что мы не просто разговариваем со своими домашними животными (я уже писал об этом), но делаем это так, как если бы они понимали, что мы говорим, и как если бы они были человеческими существами. И не просто «любыми другими» человеческими существами, а очень молодыми существами, то есть детьми.



Для общения с животными мы используем особый речевой паттерн, своего рода «собачий язык». Специалисты называют его PDS, или pet directed speech, «речь, обращенная к домашнему животному», по аналогии с широко используемой в психологии аббревиатурой IDS, infant directed speech, что переводится как «речь, обращенная к младенцу». И аналогия, надо сказать, не случайна.

Для «младенческой» речи характерны более высокое звучание, растянутые гласные и преувеличенная интонация в целом, а также большое количество эмоций и частые повторения. В речи, обращенной к домашнему питомцу, отсутствуют преувеличенные и растянутые гласные, но сохраняются высокие частоты звука, преувеличенные эмоции и повторения.

Другими словами, мы не просто произносим звуки, а модифицируем производимую нами речь так, чтобы она соответствовала языковым возможностям существа, с которым общаемся, что кажется вполне логичным.

Но есть одна любопытная деталь. Наше лопотание с детьми выполняет очень важную функцию: такая упрощённая речь помогает детям выучить язык и научиться общаться с окружающими взрослыми. Однако собаки ни при каких условиях не собираются учиться разговаривать с нами при помощи речи. Тогда зачем же мы это делаем? Этот вопрос пока остаётся без ответа.

Нет ответа и на вопрос, почему наши питомцы ярче реагируют на особенную «собачью» речь. Причем, как показали исследования, собаки более охотно идут на контакт с теми людьми, которые используют не только «направленную» на животных речь с преобладанием высоких тонов, но и контент, связанный с животным.

По всей видимости, за тысячелетия совместной жизни человек и собака создали свой, особый язык общения, позволяющий эффективно взаимодействовать друг с другом даже несмотря на очевидную неспособность животных понять человеческую речь в полном ее многообразии. И да, этот язык не имеет ничего общего с пресловутым «командным тоном».

Просто говорите со своими собаками. А с проблемами мы обязательно разберемся.

***

Интересно? Подпишитесь, дальше будет еще интереснее. Меня зовут Александр Смирнов, я дипломированный клинический психолог. Последние двадцать лет практикую как кинолог: это занятие оказалось гораздо увлекательнее. Вопросы и заявки на консультации отправляйте в Вотсапп +7 (921) 921-09-11. Хотите пообщаться прямо сейчас - звоните, я всегда на связи.

кинолог александр смирнов, собака, психология, кинолог

Previous post Next post
Up