Околособачий мир меняется, факт. На протяжении нескольких последних лет я наблюдаю удивительную трансформацию отношения к собакам, в ходе которой животные из четвероногих слуг превращаются в настоящих друзей. Хотя формально лозунг «собака - друг человека» сидел в головах владельцев еще с советских времен, его искреннее принятие, своего рода миграция из мозга в сердце, происходит только сейчас, буквально на наших глазах. Похоже, как будто люди постепенно перестают стыдиться своей любви к животным.
Сейчас поездки на общественном транспорте обязательно нужно делать частью тренировок. Фото Ivan_S/Pexels
Сколько ваших знакомых держат дома больше одной собаки? На резкий рост числа клиентов с несколькими собаками я обратил внимание года четыре назад, то есть, к слову, задолго до введения связанных с ковидом ограничений и связанной с ними суеты. Если в начале нулевых работа с «многособачником» (знаю, дурацкое слово, но я не придумал ничего лучше, чтобы кратко и необидно назвать владельца нескольких собак) была скорее исключением, редкой возможностью получить ценный опыт, то к концу второго десятилетия она стала рутиной. Я перестал удивляться сообщениям типа «Александр, у нас появилась вторая собака, помогите научить». Не поверите: сейчас у меня такими клиентами занята чуть ли не половина расписания.
Еще одно любопытное изменение связано с форматом передвижения по городу. Не буду говорить за другие регионы, но у нас, в Питере, я стал все чаще встречать в общественном транспорте людей с собаками. Буквально вчера, по пути от клиента к клиенту, мне попались как минимум двое владельцев- молодые, хорошо одетые девушки с ухоженными породистыми собаками. Не карманными, естественно. Пока сложно судить, с чем это связано, но тенденция мне нравится. А вот молодцы. А вот так и надо.
Ситуация с автобусами и трамваями не может не радовать. Если раньше мои «безлошадные» клиенты вызывали такси или брали каршеринг, чтобы доехать, к примеру, с собакой до вокзала, то сейчас я все чаще слышу, как они говорят о поездке на автобусе. Более того, даже владея машиной, многие не стесняются прокатиться до парка на троллейбусе. И дело не в деньгах, как можно подумать - такое путешествие они воспринимают как важную часть прогулки, интересный экспириенс, укрепляющий их взаимоотношения с питомцем. И отлично. Все бы так.
Общественный транспорт это неотъемлемая часть урбанистической среды, той самой среды, в которой обитает и будет обитать подавляющее большинство наших домашних питомцев. Тесное знакомство с ним жизненно важно для полноценного развития городской собаки. Она должна уметь не бояться шума автобуса и грохота трамвая, понимать кинетику движения и иметь натренированный вестибулярный аппарат. Другими словами, собака, живущая в городе, должна быть готова ко всему.
Я считаю, что сейчас поездки на общественном транспорте обязательно нужно делать частью тренировок - наряду с отработкой выдержки при посещении публичных мест, развитием умения спокойно реагировать на звуки магазинных тележек и большой людской траффик. Когда собака умеет себя вести в кафе или пункте выдачи заказов, так, чтобы не мешать окружающим, хозяин может чувствовать себя гораздо свободнее. Это позволяет еще теснее интегрировать питомца в жизнь человека, сделать ее партнером, а не помехой. Собственно, как и должно быть.
Любите своих собак. А с
остальным мы обязательно разберемся.
***
Интересно? Подпишитесь, дальше будет еще интереснее. Меня зовут
Александр Смирнов, я дипломированный клинический психолог. Последние двадцать лет практикую как кинолог: это занятие оказалось гораздо увлекательнее. Вопросы и заявки на консультации отправляйте в Вотсапп +7 (921) 921-09-11. Хотите пообщаться прямо сейчас - звоните, я всегда на связи.