Apr 25, 2013 11:52
Вариаций детективной истории (книги, пьесы, фильма) на самом деле не так уж и много. В обязательном порядке есть некое преступление, и сюжет строится на поиске того, кто его совершил. Поиск могут вести как компетентные органы, так и скучающие одинокие старушки. Иногда негодяй известен сразу, а все произведение посвящено тому, как именно его разоблачит сыщик (блистательный пример - лейтенант Коломбо). Но незыблемым во всех вариантах было и оставалось то, что есть преступление, и в конце произведения мы (или сыщик) узнаем правду. Так я думала до того момента, пока ко мне случайным образом вместе попали две книги - Кабакова "Все поправимо" и Терехова "Каменный мост".
Это, если можно так выразиться, антидетективы, ибо ровно то, что мы знаем о преступлении в начале обоих романов, знаем и в конце. То есть, ничего, кроме самого факта убийства во втором и факта кражи в первом.
Совпадения на этом не заканчиваются. Оба главных героя - умные, но крайне малопривлекательные мужчины.
Кабаков, сбиваясь в третьей части на повествование от первого лица после двух первых, где герой - мальчик, а потом юноша Миша, пишет о раздвоении героя, которому частенько приходилось вести двойную жизнь, погуливая от жены. Один Миша, стареющий уже человек, сидит в кресле в пентхаусе и наблюдает себя самого, бегающего по делам в европе, со стороны. Терехов о раздвоении героя прямо не пишет, но оно очевидно - трепет, с которым относится герой к чувствам давно ушедших людей, никак не может сочетаться в одном человеке с тем чрезмерным цинизмом, с которым он же, преодолевая отвращение, трахает всех баб, имевших несчастье оказаться в поле его зрения.
Хороши оба романа, от обоих не оторваться. И к концу понимаешь, что не так уж и важно, что спер бриллианты и кто выстрелил в школьницу. Терехов пишет крупными мазками, Кабаков прорисовывает, как старые голландцы, иногда даже чересчур подробно, это на любителя, но я как раз любитель, я обожаю словечки, которые практически ушли вместе с модой, типа габардина и крепжоржета. Перебор с деталями встречался мне и раньше, например, у Бежина, но там автор, рассматривая детали в лупу и догребаясь до отдельных ниточек, терял ощущение общей картинки, а Кабаков не забывает отходить назад, на общий план, на котором делали уже не видны, но есть понимание - подойдешь поближе - разглядишь вышитые инициалы над левой манжетой.
Еще раз - не оторваться! Значит, детектив может быть и таким. Потому что, по большому счету, так ли важно теперь, кто убил девушку тогда и кто вытащил из могилы камни тогда, что за дело нам до этого теперь?
Кстати, героинь обоих романов зовут Нинами, и это тоже, разумеется, простое совпадение.