Jul 16, 2010 11:51
Существует
редкая каста кинофильмов, в которых при первой же мизансцене высвечивается
издевательский императив «Интерпретируй меня?!». Заглавные кадры вызовом
нарочитой недосказанности и вопиющего подтекста требуют включить рефлектирующий
механизм, не отвлекаясь на созерцание сюрреалистических картинок в клубке
обыденности. Так анемичные и безмолвные «Конспираторы наслаждения» («Spiklenci
slasti» / Conspirators of Pleasure», 1996) Яна Шванкмайера, иначе как
кинематографической вязью психоанализа и не назовешь. Лучшей иллюстрацией
фрейдизма с лаканизмом, вероятно, не найти. Здесь некое извращенно буквальное
толкование доминирующей тезы в позднем психоанализе о том, что бессознательное
суть язык. Что может быть «красноречивей» того киноповествования, где при полном
отсутствии вербальной коммуникации и минимальном наличии привычных бытовых
действий разыгрывается «экстаз бессознательного». Коннотативные жесты,
предметная механистичность, искаженная вырывающейся наружу рефлексией мимика,
ирреальное бытие рядовых вещей, выходящий за пределы ежедневных забот
постсовременный ритуализм, более того - мифический ритуализм отправления
сексуальности на исходе «тоталитарного века». Всё это - симптоматическая часть
полуторачасового монолога «бессознательного», которое в иных условиях
здесь-и-сейчас могло бы вылиться в совершенно иных перверсиях. Не гениальное
кино, а совершенное иллюстративное приложение к ведущему дискурсу
«постсовременности», оптимальное прикладное пособие, где любой
психоаналитической закономерности можно найти визуализированное подтверждение.
Пуристский
академический подход, где звуковая дорожка по степени интенсификации
продавливает видеоряд, по-видимости делает картинку со зрительской стороны
однозначной. Та обманка, которая первоначально дает аудитории торжествовать с
вроде бы окончательно дешифрованным кинотекстом, оказывается первотолчком,
бросающим интеллектуального зрителя в океаническую бездну трактовок. Исходное
впечатление: мастеровитый режиссер в абсурдистко связанной манере предъявляет
визуализацию нескольких неочевидных способов самоудовлетворения. Но данный
смысл, атомарно размазанный по всей нарративной длительности кинофильма,
прорывается бессознательными эксцессами через кадр. Что означает эта
нарциссическая завороженность подручным эротоманским инструментарием, чем
вызвана практически групповая мотивация опосредованного достижения Наслаждения,
какую роль играет предельная замкнутость на себе персонажей с вроде бы
проигрываемой моментами амбивалентности невротичной открытости Другому и
одновременно патологичной боязни разомкнутости перед «пристальным взглядом»
Другого? и прочее…
«Конспираторы
наслаждения» - некий проблематизирующий «парадиз», тематический кладезь.
Означивающий всплеск «бессознательного» в титрах и милостью автора, конечно же,
находит себе выход из смысловой заводи; то бишь за ответами обращайтесь к
эклектичному корневищу из Фрейда, Эрнста, Захер-Мазоха, Бунюэля, де Сада.
Короче, шестедесятническое «открытое произведение» (У. Эко), погранично
раскрывающее себя перед аудиторией и, тем не менее, остающееся не понятым,
четко не интерпретированным, житейски не разгаданным. Смысловой задник, как
зарвавшийся болельщик на дальнем плане, перманентно прорывает первичный акт и
его назначение, но не дает и единого шанса рассмотреть его знаковый лик,
агонизирующую гримасу. Пустота «бессознательного» обитает в гипертрофированных
опредмеченных звуках, в мимически нюансированных чертах, в нелепейших
фантасмагорических ситуациях. Обитает, но не дает ухватиться. Сознательной
логике здесь не место, но именно таковая в культурологических формулировках и
логоцентристских трактовках будет преследовать призрачно неотступным шлейфом
эту кинокартину.