Фабрики рабочим

Aug 15, 2013 02:42

Элизиум: Рай не на Земле / Elysium



"Элизиум" - один из самых долгожданных фильмов этого года. Автор "Района №9" получил звезд первой величины и 115-милионный бюджет, но на пользу это не пошло.

Согласно сюжету, когда к середине 22 века Землю совсем уж завалили мусором, наиболее богатые господа построили орбитальный бублик ака Стэнфордский тор и улетели туда пить коктейли, купаться в бассейнах и удаленно управлять земными делами. Но по мере того, как на Земле жить становится всё невыносимее, каждый из нищего большинства мечтает попасть на бублик.

Фирменный стиль Бломкампа остался на месте: новый фильм тоже научно-фантастический и тоже про трущобы. И в изображении такой натуры выросшему в Йоханессбурге Бломкампу равных мало, равно как и в проектировании футуристической техники и оружия - всё продумано до мелочей и крепко привязано к реальности арканом здравого смысла. То, что происходит у Бломкампа в кадре, по-прежнему очень интересно наблюдать, режиссерское мастерство никуда не делось.

Однако в фильме чувствуется несвежее дыхание блокбастеризации: в сценарии нет практически ни одной оригинальной мысли, сюжет предсказуем, а мотивации персонажей слишком очевидны. Бломкамп признается, что делал аттракцион и "летний блокбастер", и это печально, ведь "Район №9" ни у кого не повернулся бы язык назвать "летним блокбастером". "Элизиум" таким образом пытается постучать в каждую голову независимо от уровня её разумности с сообщением: "Остановите расслоение общества. Если бесправное большинство загнать в невыносимые условия, революция неизбежна. P.S. Хватит загаживать землю". Эта мысль гораздо старше дедушки Ленина, но не теряет своей актуальности. При этом социалистическая революция по Бломкампу уж точно не приведет цивилизацию к коммунистическому "Полудню" Стругацких, условный "хеппи-энд" здесь мрачен. Кстати, социалистическая подоплека "Элизиума" удивительным образом перекликается с прошлогодним "летним блокбастером" - нолановским "Тёмном рыцарем", где трущобный человек противостоял капиталисту в костюме летучей мыши. Наверное, даже такой нехитрый месседж для чисто развлекательного кино - это достижение (сюжеты недавних "Тихоокеанского рубежа" или "Железного человека 3" на смысловую нагрузку вообще не претендуют), но вот движение от крутой новаторской инди-фантастики к ожиревшим "летним блокбастерам" - это точно не развитие. "Элизиум" получился хорошим фильмом, возможно даже лучшим в этом году, но ему точно было куда расти.

премьеры, экшн, рекомендуемое кино, фантастика, рецензии

Previous post Next post
Up