Следующая глава, которую я читаю, это нарушение привязанности. Оказывается, Боулби нашел связь агарофобии (боязнь открытых пространств)и паттерном ненадежной привязанности. Также в 1997 Гольдберг выявил связь между ненадежной привязанностью и случаями заболевания муковисцедозом. Дети, пережившие жестокое обращение в детстве, чаще имели ненадежную степень привязанности и дезорганизованную привязанность. Также интересны результаты некоторых клинических исследований по привязанности: связь ненадежной привязанностями с такими расстройствами, как агорафобия, депрессии, суицидальное поведение подростков.[собственно, нарушения привязанности] Выделенное относится к так наз. звуковому вектору, возьму себе на заметку. Также обнаружили связь между дезорганизованной привязанностью и не проработанными травмами родителей. Когда крик ребенка может напоминать собственную боль и вызывать характерные для травмы и пугающие ребенка формы поведения.
Вот те типы привязанности, что я перечислила в предыдущем посте, кроме дезорганизованной, все относятся к нормальным адаптивным механизмам. Даже паттерн избегающей привязанности: так ребенок приспосабливается к поведению родителей, и остается с ними в контакте, не смотря на увеличение дистанции по сравнению с тем, что требуется для привязанности обычно. Потому что эти дети знают, что на всякие попытки сблизиться с родителями они получат отказ. И так, не сближаясь, они как бы сохраняют контакт.
Также клиницисты описали нарушения привязанности, для дошкольного возраста - навязчивая забота и чрезмерное приспособление, в школьном возрасте- наказывающее поведение , для подростков- уход в себя.
Ну а дальше, собственно, сами нарушения привязанности. *отсутствие поведенческих признаков привязанности. Никакого поведения привязанности эти дети не проявляют. этот паттерн можно увидеть у детдомовцев. Это поведение сходно с аутизмом, но там нет избегания телесного контакта, нет задержки речевого развития. У них нет человека, к которому они испытывают привязанность. *недифференцированность в проявлении привязанности. Эти дети приветливы ко всем незнакомым людям, не делают различий. Также они характеризуются крайней безбоязненностью. Опять же, можно наблюдать у детдомовцев. *Чрезмерность в проявлениях привязанности. Они обращают на себя внимание крайней степенью цепляния. Успокаиваются только в абсолютной близости к значащему взрослому, такой тип привязанности наблюдается у детей матерей с тревожными и фобическими расстройствами. *робкое поведение привязанности. Тут наблюдается чрезмерное приспособленчество. *Агрессивность в проявлении привязанности. Эти дети пытаются строить отношения привязанности на основе физической или словесной агрессии. Так они выражают однозначное желание близости с человеком, к которому привязаны. *привязанность, сопровождающаяся инверсией ролей. А эта штука уже знакома расстановщикам, так называемая парентификация. Ребенок заботится о взрослом, берет ответственность за него. *нарушения привязанности с болезненными влечениями. Это может напоминать манию.
А в психосоматике нарушений привязанности могут быть задержки роста, нарушения сна, пищевого поведения.