Jan 20, 2019 10:47
«Лучший российский сериал» или «парад уродов»? Такими разными - но, кстати, не противоречащими друг другу оценками - характеризуют самое громокипящее кино ушедшего года.
Сериал «Звоните Ди Каприо» уже заработал столько отзывов, что я, пожалуй, воздержусь от пересказа чужих восторгов и в телеграфном стиле сконцентрируюсь только на тех знаковых моментах, которые в этих самых отзывах ранее почему-то упускались. А именно эти нюансы и помогают осознать, что мы имеем дело с явлением.
Первое и главное - это действительно очень качественно сделано с точки зрения ремесла в его исконном, мастеровом смысле. Может, не «Доктор Хаус» или «Скорая помощь», но в нашем сериалостроении со времен «Ликвидации» не было ничего равного по драматизму и умению держать зрителя прикованным к дивану. Тем удивительнее и ценнее, что сделан такой продукт не в ситкомовском жанре, которым - в плане вышеозначенного ремесла - наши синематографисты овладели более-менее сноровисто, а на высокой драматической ноте. Удивление и восторг усиливаются, когда читаешь в титрах имя режиссера - нет, Крыжовников со своими «Горько» показал себя профи сарказма, но здесь-то - совсем другая песня. Песня настоящей боли и настоящей скорби - но без ложного пафоса и заламывания рук. И это не про вчера, не про Гагарина с Харламовым - это про сегодня и сейчас, а сделать такое высказывание истинно честным и истинно художественным - сложно втройне.
Еще одно потрясение - не столько эстетического, но социального свойства. Я с большой опаской отношусь к чрезмерному «наворачиванию» на искусство вообще и кино в частности воспитательной функции, но тут следует признать - никто так внятно, громко и ясно еще не высказывался на реально больную для страны тему ВИЧ. Опять же - без заламывания рук, просто и по полочкам: вот человек, актер, любимый страной (потому что снимается в сериале на том самом главном телеканале), так просто и ужасно рушит свою жизнь и жизни всех, с кем хоть как-то соприкасается. А еще - как моментально вчерашний кумир становится изгоем «благодаря» своему страшному диагнозу. И в этом нет надрыва, а только спокойная, и потому еще более жуткая констатация. Исполнитель главной роли актера Горячева Александр Петров в этом смысле отрабатывает свою задачу безукоризненно - он в меру сумрачен и тих, а взрывается ровно, когда нужно.
Но не его работа становится здесь откровением. Андрей Бурковский, не лучший в мир квн-щик и не самый знаковый персонаж не самых знаковых телешоу, дает какой-то нездешний и совсем нехарактерный ранее для себя самого уровень актерской глубины. Без наигрыша, без перегиба он создает тончайший образ лузера - сводного брата героя-звезды, который постепенно - то ли сознательно, то ли нет - надевает на себя жизнь главного персонажа, заменяя его, затурканного болезнью, и в профессии, и в постели. Отношения любви-ненависти двух братьев показаны на уровне лучших образцов как минимум отечественного кино.
А реплики про «парад уродов», безусловно, имеют право на существование: все эти бизнесмены и содержанки, актеры и актриски, гримерши и продюсерши, (да, я ничего не сказал про сурово-правдивый показ изнанки мир телеиндустрии!), которые только и делают, что пьют да спят друг с другом, вроде и не должны вызывать особой симпатии. Они и не вызывают симпатии, но - вызывают сочувствие. Одна из граней мастерства художника состоит в том, чтобы распоследнюю сволочь показать живым человеком, которому зритель сможет сопереживать - и вот уж в этом смысле «Звоните Ди Каприо» оправдывает свое существование на все 146%, блестяще подтверждая статус кино, которое нельзя не посмотреть, если хочешь честного и сегодняшнего разговора о жизни и любви в болезни и в здравии.
кино для ума,
кино как жизнь