Mar 02, 2018 22:52
Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного - кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью. Вода выполняет роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы живых организмов. При нормальных условиях находится в жидком состоянии, т.е. не имеет четкой формы.
Экспресс-курс юного химика вместо интро нужен нам, чтобы помочь констатировать - самый модный фильм грядущей «оскаровской» церемонии (13 номинаций!), «Форма воды», по своей природе полную противоположность именно воде и представляет. У жидкости, которая покрывает более 70 % поверхности Земли, есть все, кроме формы, а у названного кино - наоборот, ничего, кроме формы, и нет. Совсем.
Конечно, Гильермо дель Торо - прежде всего визуализатор, его «конек» - виртуозная фантазийная картинка, со времен «Лабиринта Фавна» мы об этом помним. С картинкой и сейчас все очень хорошо - завораживающий выморок бункера, где исследуют человека-амфибию, затхлость квартирок героев - уборщицы Элайзы и ее соседа, неудачливого дизайнера я якобы-художника - переданы так сочно, что запах плесени прямо чувствуешь носом. Терри Гиллиам может утопиться в ванной - его превзошли в красочности создания антиутопичного ада. Это да. Но все остальное - нет.
Нет, прежде всего, главной парочки - Элайзы и жабродышащего монстра, и дело не в том, что они оба немые и выстраивают свою романтическую межвидовую коммуникацию в основном посредством мокрых вареных яиц (спойлер), а в том, что они абсолютно статичны и безличны. Верить в их большое, молчаливое и мокрое чувство нет ни единого основания. Внятных толкований или хотя бы туманных намеков на то, почему они стали такими, какими стали, авторы не дают - ах, Элайзу в детстве нашли у воды, и…???. Насчет Элайзы авторы еще нам как бы намекают, что она типа Амели на новом витке исторического развития - идейка свежая, ага - но этого как-то маловато для раскрытия персонажа. С монстра какой спрос - ну, плавает, ну, хлопает глазками, порыкивает.
Парадоксально, но так называемые герои второго плана - уже упомянутый сосед, главный в бункере и тиран водоплавающей няшки Стрикланд, коллега Элайзы по клинингу Зельда - выглядят более ярко актерски и более проработанными сценарно, но с ними другая беда - их всех авторы бросают на полдороги, обрывая сюжетную нить каждого. Шпионская линия, связанная с попытками выкрасть монстра советскими разведчиками, выглядит вообще пародией времен съемок фильма «Красная жара». Единственное, за что цепляешься в смысловом отношении - так это подавляемое влечение Стрикланда к Элайзе, однако, с учетом его карикатурно-болтливой женушки, и тут для разгадки не надо быть Фрейдом.
…Признаюсь, у меня были определенные ожидания от «Формы воды». Тем острее и неприятнее было чувство брезгливой неловкости и горечи, которое я испытал после просмотра. Если уж у главного фаворита главной - как говорят - кинопремии мира за душой ничего, кроме воды - в буквальном и в переносном смысле, то куда ж тогда плывет все остальное кино?..
кино как беспредел