Лучше бы пил (Достоевский для начинающих)

Aug 25, 2015 16:57

Не думал, что когда-нибудь придется писать эти слова, но час настал: интеллектуальный пересмешник и сентиментальный невротик, старина Вуди выходит в тираж. Безаппеляционность и дерзость этой сентенции компенсируются только крайней степенью моего субъективизма, и все же - я настаиваю.

… Разумеется, все можно понять -  возраст, нечеловеческая для такого - да как и для любого другого - возраста творческая скорострельность (по картине в год) и неизбежность самоповторов  в связи с этим, и пр., и пр. Но обидно. Мы же все помним это волшебное послевкусие лучших алленовских работ -  горечь пополам с пряностью, шоколад  - с перцем и насмешкой над бестолковым родом людским. В «Иррациональном человеке» не то чтобы все это отсутствует, но - как елочные игрушки из старого анекдота, не радует. Или, как минимум - восхищает не так сильно, как прежде.

Формально все традиционные элементы фирменного конструктора в наличии: битый жизнью и изнуренный вискариком невропат-интеллектуал, на этот раз -  доктор философии в обличье Хоакина Феникса, восхищенная девица (свято место пусто не бывает: Йоханссон, по алленовским меркам, обветшала, и музой уже второй фильм подряд назначена Эмма Стоун) и любовно-криминальная обвязка вокруг них. Обвязка, надо сказать, весьма древняя - в чистом виде Достоевский ФМ, чего Аллен и не стесняется, а следовало бы. Доктор Лукас выбирает вполне раскольниковский путь выхода из депрессии, совершая убийство абсолютно незнакомого, но, с его точки зрения, вредного для общества человека. Кто может быть еще хуже старухи-процентщицы? Правильно, только юрист. Его и порешили. Преподавателя это выводит из тоски, студентку - в нее же вгоняет.

«Чего же боле?» - как говорил по другому поводу другой русский классик. В том и проблема, что боле  - ничего. Чрезмерно морализаторский, хотя и сюжетно, надо признать, изящно вывернутый финал с выводом из серии «судьба - злодейка, жизнь - копейка, бухать лучше, чем убивать». А то мы не подозревали. Нет, конечно, можно вокруг этого навертеть массу интеллектуального трепа о тлене и абсурдности «дорогого мрзд», о противостоянии европейской «думательной» и американской «делательной» ментальностях, но, право слово, это будет разговор в пользу бедных, а Вуди Аллена к таковым точно не отнесешь. Старик, безусловно, ужасно мил, но милота эта, увы, совсем не нова.  Трудно, конечно, в 45-м по счету фильме чем-то удивить почтеннейшую публику - кроме ног Эммы Стоун, но раз уж приучил весь мир к своей искрометной гениальности, надо бы ей же и соответствовать, без скидок на возраст и скорострельность. На сей раз - не получилось. Что для иного режиссера считалось бы почти шедевром - по алленовскому счету просто проходная милота, Достоевский для тинейджеров.

кино для ума

Previous post Next post
Up