Миллион алых роз

Oct 18, 2014 02:18

Про этот фильм абсолютно нечего сказать. Любая фраза автоматически станет либо шагом к спойлерству - а в данном случае это совершено противопоказано, - либо выражением беспредметного, а потому особенно раздражающего восторга. Придется мне, лавируя между этими крайностями, для начала просто признать - Михаил Сегал снова крут. После забавных «Рассказов» он избежал классического синдрома «второго громкого фильма», не впадая ни в самоповтор, ни в маразм, а сделал на самом деле уникальное «Кино про Алексеева», снова сумев сказать просто о сложном.

Кино это, как мы вроде должны понимать из названия, про Алексеева. Что, впрочем, является абсолютной неправдой - как и многое из того, что мы видим в кадре. Фильм - про каждого из нас, и незатейливо перемешанные флэшбеки из жизни забытого «культового» барда-шестидесятника, которого судьба из тульской деревни забрасывает в прямой эфир московской радиостанции, лишь поначалу кажутся просто далекими от тебя проявлениями парадоксальности авторского мышления. На довольно странном, надо признать, для современного зрителя материале, Сегал выстраивает вроде и нехитрую, но заставляющую призадуматься историю, что претендует, громко выражаясь, на мировоззренческий манифест. Внимание, дальше будет спойлер. По-другому никак…
          Своей бестолковой жизнью, где перемешались Юрий Гагарин и Андрей Тарковский, Михаил Калашников и Олег Ефремов, бардовские песни и оружие, главный герой вроде бы  - по всем законам классического русского повествования -  должен утверждать идею если не величия «маленького человека», то сочувствия к нему. Но интонация Сегала далека от сочувственной. Да, по факту Алексеев  - бездарь, стукач, бабник и пошляк, козыряющий подслушанными красивыми фразами и злоупотребляющий дешевыми правилами съема. Поколение шестидесятников уже готовится сжигать Сегала на костре за очернение святынь КСП, но, мне думается, род занятий героя здесь вторичен: он мог быть хоть шпагоглотателем, хоть архитектором - словом, представителем любой относительно творческой - а вот это важно! и посмотрев фильм, поймете, почему - профессии. Основной посыл вполне универсален.          
Уже многими справедливо отмечено формальное сходство «Алексеева» с недавним фильмом братьев Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса», где также рассказана  история барда-лузера и его никчемной жизни. Скажу крамолу, но признанных классиков наш почти-дебютант уделывает. И по форме, и по сути. Там, где Коэны останавливаются на сухой констатации «вот такое он говно», Сегал идет дальше и говорит  - да, все так, но даже его жизнь достойна того, чтобы освятить ее явлением чуда. Каждый из нас    -  даже сволочь, стукач и пошляк  -  достоин любви. Формулу которой Сегал настойчиво доносит до нас устами сразу нескольких героев: любить - это дать любимому человеку то, что ему нужно в данный момент. Любым способом.
… Про работу Александра Збруева в этом фильме уже сказано в других источниках так много, что уже и повторяться неловко. Я бы отметил не только великолепный актерский -  то, как Александр Викторович играет одними морщинами, передать словами невозможно, - но и человеческий подвиг, потому что в некотором смысле Алексеев суть пародия в том числе и на збруевский образ звездного мальчика и записного плейбоя 60-х.  Из ныне живущих сложно было бы выбрать более точного артиста именно для этой роли.

Мой весьма путаный пафос не должен вводить в заблуждение насчет стилистики фильма: как и в «Рассказах», Сегал легок в интонации, точен и ироничен в деталях (важно: без Курта Кобейна и еще-не-опального-на-момент-съемок Андрея Макаревича кино не было бы столь блестящим) и очень дружелюбен к зрителю. Пожалуй, сегодня Сегал один из немногих в стране режиссеров, умеющих снимать неглупо, но для людей -  потому что обрамляет действительно большую идею  красивой рамкой.  Он элитарен по сути и прост для восприятия. Как и великая песня,  название которой вынесено  в заголовок рецензии. Она, несомненно, тоже имеет отношение к сути этого фильма. Но какое именно - стоит узнать, посмотрев «Кино про Алексеева».

кино как магия, кино для ума, кино для души

Previous post Next post
Up