Афиши "Разомкнутых объятий", вспыхнувшие красным платьем Пенелопы Крус на всех автобусных остановках Амстердама, напомнили мне, что я давно уже хотел сказать несколько слов
Я посмотрел "Объятья" еще в середине лета в раскаленной Москве, шел в кино с некоторой опаской, начитавшись предварительно нелестных рецензий в русской прессе. И вышел из "5 звезд" на Новокузнецкую с ощущением, что это - один из лучших фильмов дона Педро.
Да, это не абсолютный шедевр, как "Поговори с ней". Может быть, это не так цепляет, как "Возвращение" или "Все о моей матери". Но как же хороша эта тонкая ирония режиссера над собой, любимым, удачно замаскированная под коктейль из нуара и грустной истории начинающей актрисы Лены, запутавшейся в романах с молодым режиссером и не первой свежести продюссером. Дон Педро еще успевает при этом подтрунивать и над зрителем, разбрасывая фрагменты истории между настоящим и прошлым и запутывая нас в двух (трех?) фильмах - своем собственном и том - "Девушки и чемоданы", - который снимают режиссер, продюссер и актриса (еще периодически врывается папарацци-лента, снятая сыном продюссера и его вечно подглядывающей за Леной камерой).
Самоцитат в "Объятиях" - видимо-невидимо. В сценах из "Девушек и чемоданов" так легко узнаваемы "Женщины на грани нервного срыва". Покалеченный герой, распутывающий события предыдущей части своей жизни? Как минимум, это было в "Живой плоти". Одержимость дона Педро больницами уже давала себя знать в "Цветке моей тайны", "Все о моей матери","Поговори с ней" - в "Объятьях" в больницу попадают четыре персонажа. Герой берет другое имя? - "Дурное воспитание", где еще? Фильм в фильме? - "Поговори с ней" и таки "Дурное воспитание". Режиссер, начинающий новый проект? - то же "Воспитание" плюс "Закон желания".
Именно это нарочитое использование в "Объятиях" только старых, давно проверенных ходов и приемов служит поводом для обвинений дона Педро в импотенции (творческой, разумеется:)) Но как-то не верится, что в рукаве у жестокого фокусника Альмодовара не было новых кроликов или бумажных цветов. И не в этом ли здесь и "фишка" - показать, что набор альмодоваровских инструментов универсален и применим для создания и безбашенной комедии, и печальной повести о режиссере, потерявшем зрение и любимую женщину, не успевшим не долюбить, не доснять фильм?:)
Или эти множественные самоцитаты - просто повод слегка поглумиться над собой, сделав столь любимый большими режиссерами метафильм? Причем "когда б вы знали из какого тлена?"(С) - идея фильма родилась у дона Педро при взгляде на рекламную фотографию пары, обнимающейся на пляже острова Лансароте.
Слышал я в этой связи и мнения - более чем сомнительные, имхо,- типа "это уже было у Феллини, а у Альмодовара не вышло" или "что позволено Феллини, то не позволено Альмодовару". Но во-первых, почему? И во-вторых - это же совершенно разного порядка и масштаба режиссеры. Корни Феллини - во Второй мировой и послевоенной разрухе, корни Альмодовара - в закате Франко и последующей мовиде. Это совершенно разные культурные коды - отсюда и несравнимость их работ, даже заданных одними и теми же жесткими рамками "кино о кино". Можно сравнивать "Американскую ночь" и "Адаптацию"? "Восемь с половиной" и "Женщину французского лейтенанта"? А ведь жанр везде один и тот же. И "Объятия" - оччень даже достойное продолжение этого киноряда, имхо.
Кстати, кое-что новое в "Разомкнутых объятиях" все-таки есть - новый для Альмодовара оператор Родриго Прието, ранее отличившийся "Сукой-любовью", "Фридой", "21 граммом","Александром", "Горбатой горой", "Вавилоном","Lust, Caution".
И оччень кстати, имхо, - никогда еще камера не была так влюблена в Пенелопу Крус:) И уж сцена в постели с как бы умершим старым любовником - маленький шедевр. Пенелопа лишь слегка приподнимет бровь - а мы это уже не сможем забыть, да?:))
Enjoy!