Вся жизнь перед его глазами или поиск правды, которой нет

Feb 06, 2009 02:08





Вся жизнь перед ее глазами
/The Life Before Her Eyes/
США (2008)
Жанр: Драма/Триллер
Режиссер: Вадим Перельман
Актеры: Ума Турман, Ивэн Рэйчел Вуд, Шерман Элперт, Ева Амурри, Дж.Т. Арбогаст
Производство:
Длительность: 90 минут
Официальный сайт: lifebeforehereyes.com

Лично я оцениваю искусство зачастую исходя из нескольких аргументов приведенных самому себе. Даже не аргументов, а вопросов. Я спрашиваю: а будет ли это актуально, интересно и поучительно для меня лет через 5, 10, 50? Будет ли это настоящей жизнью, показанной мне, а не псевдодокументальной хроникой, блестящей в свете дорогостоящей кинотехники? Тогда я понимаю, что есть искусство. Когда я вижу жизнь перед глазами, а не жуткие ее рецидивы, как аппендицит или, чего хуже, геморрой авторов творений кинематографических и других.

Жилищный вопрос как путь к катарсису
Жизнь, которую показывает нам Вадим Перельман, достоверна до мозга кости. В этой жизни нет виновных и пострадавших. И в то же время мы все пострадали по вине друг друга. В фильме «Дом из песка и тумана» решается, на первый взгляд, меркантильный жилищный вопрос. Девушка Кетти не смогла сберечь дом своего отца из-за некоторых субъективных обстоятельств, диктуемых обществом - она не уплатила налоги. Таким образом, дом отобрали и ей запрещено возвращаться в родные пенаты, возвращаться туда, где остались ее сокровенные воспоминания, где у порога лежит ее жизнь (пускай маленькая, пока что никчемная, но молодая и все же красивая). Этот дом очень быстро после выселения девушки купила семья арабов-переселенцев, не дав Кетти опомнится и опротестовать продажу недвижимости с молотка. Но и арабскую семью понимаешь - режиссер заставляет, надавливая на самые неожиданные точки восприятия экранной реальности.



Наряду с историей Кетти, мы узнаем о некогда богатой и успешной семье иранцев-переселенцев, которые терпят банкротство. Глава семьи, полковник Берани, уже не в состоянии обеспечит надлежащий шик своей жене и сыну. Некогда живущие в хоромах люди, вынуждены перебиваться, чем есть, а полковник, переступая через свое (поверьте, недюжинное) достоинство работает чернорабочим. Чудом ему удается купить дом, в котором они надеются обрести покой и уверенность в завтрашнем дне.

Но покоя не будет. Теперь и полковник должен бороться за уже свой дом, купленный на честные деньги, с таким же хозяином этой усадьбы. В отображении этой борьбы Вадим Перельман честен перед самим собой и перед своим зрителем. Он показал насколько тяжело поделить мир на черное и белое, на правильное и ошибочное, на виновных и нет. Выходец из киевской коммуналки рассказал о том, что было перед его глазами, использовав запоминающиеся сравнения и метафоры, межличностное общение и поиск правды, которой нет.

Развитие фильма и его финал целиком и полностью драматичны и трагедийны (и даже каноничны). Все законы жанра соблюдены, все на своих местах и все приемы режиссера действуют безотказно. Приятно смотреть кино, где мастер экспериментирует не только формой, но и смыслом (чего в наши дни постоянного блокбастерско-арт-хаузного проноса совсем не много). А в результате ощущаешь катарсис.



«Дом...» по разным причинам удался настолько эмоционально тяжелым, что можно отходить от него днями и даже неделями, думать: «что бы я сделал?» или «кто прав?» Самый главный вопрос этого фильма - «кто прав?» Правы были все и одновременно никто...
Из интервью Вадима Перельмана Дмитрию Десятерику

Жизнь вспять
Новый (второй) фильм Вадима «Вся жизнь перед ее глазами» гораздо красочнее по форме, но драматичнее и сложнее по вложенным в него переживаниям и ключевой зацепке. Если в «Доме…» Перельман дает нам наживку сразу же (грубо говоря, это жилищный вопрос), то в «Жизни…» мы крутимся-вертимся вокруг крючка, на который наживлена сладострастная вкуснятинка, но мы не знаем, глотать ее или нет. Мы думаем, а может рано, а может все не так уж интересно, как показалось и сюжетец все же зауряден, позаимствован у медиа или у «Слона» Гаса ван Сента? Обыкновенный плацебо-еффект?

История «Жизни…», как бы тавтологично не звучало, это история жизни перед глазами девушки Дианы. История провинциальной жизни красивой женщины, любящей жены и матери, которая не может забыть события пятнадцатилетней давности - массовое убийство в американском колледже. Когда-то пацанка- бунтарь и нонконформист Диана стала спокойной, а иногда и нравоучительной, женщиной-преподавательницей. Она любит мужа и очень бережет свою восьмилетнюю дочь, которая уж очень похожа на свою маму в молодые годы. Хотя Диана когда-то бредила, что однажды покинет эту провинциальную дыру, она все же счастлива, оставшись здесь. По-житейски, на бытовом уровне она вполне удовлетворена, но внутренние переживания, словно уснувший вулкан пугают ее изо дня в день, содрогаясь и предвещая обильное извержение переживаний опасных для психики.

Во время фильма мы общаемся с двумя Дианами между которыми 15 лет жизни: девушкой-подростком и взрослой женщиной. Мы видим и анализируем поведение первой и второй. Стараемся найти объективное объяснение действиям и словам героини, а иногда сбиваемся в нервный пульсирующий ком и пытаемся отыскать выход вместе с Дианой. Вместе с этой женщиной мы с горечью осознаем, что наши дети унаследуют от нас не лучшие качества, и что они не будут слушать наши советы, пока сами не обожгут пальчик. Что какая бы сильная любовь не была между мужем и женой, но все равно она уходит, страсть перебирается в чулан и там успешно состарившись, покрывается пылью и мхом. Что мы окружаем себя вещами и условиями, которые препятствуют нашему движению. Но все же, не смотря на все это, мы счастливы, и Диана счастлива, ведь она этого когда-то сама захотела. Или захотела бы!

Сколько раз мы слышали: «ух, страх какой - вся жизнь перед глазами промелькнула»? Интересный образ, которого никто не интерпретировал так, как это сделал Перельман. Он нашел красивый ракурс и посмотрел на вещи, обратив их. В фильме «Вся жизнь перед ее глазами» Вадим повернул жизнь вспять - будто в компьютерной перемотке видео задом наперед. А в «Доме из писка и тумана» режиссер из Украины инвертировал черное и белое, виноватых и невинных. «Дом…» о том, как было, а «Вся жизнь…» о том, как могло бы быть.



«Жизнь...» - немного иной, более интеллектуальный, как загадка, побуждающая продумывать то, что было и почему это было.
Из интервью Вадима Перельмана Дмитрию Десятерику

Иногда размышляю, посмотрев очередной фильм из числа нашумевших: а если убрать свет софитов, дорогие спецэффекты, силикон и ботекс из груди и губ девиц, напыщенные диалоги о псевдоморальном и сиюминутно-вечном, что же останется? Вскоре нахожу ответ: месяц проката в кинотеатре, шумиха в блогосфере и комментарии девочек и мальчиков о том, что это один из ста фильмов о любви (дружбе, вечном, жизни, волосах, общении, насекомых, хи-хи критических днях и т.д.), которые должна посмотреть каждая уважающая себя особь, обозначающаяся на входе в туалет буковкой «ж» (ну или же «м» в противоположном случае). И вскоре напрашивается вывод, а не одно ли это «г» из ста возможных о любви, дружбе и т. д., которых не надо смотреть? Вскоре после выхода такого «г» - забвение из-за ненадобности. Купоны сострижены, в СМИ упомянуты, награды какие-никакие собраны. Пересматривать никто не будет, но на ДВД приобретут те девочки и вон те мальчики, чтобы на красивую полочку поставить (возле розовенького зайчика), к ста лучшим «г»-фильмам, которые они посмотрят перед своей физиологической смертью. А я стащу из интернета очередную жизнь, которая пронеслась перед глазом кинокамеры Вадима Перельмана. Кинокамеры, которая регистрирует изображение так, что причин думать, что это выдумка никаких! Зато уйма причин подумать о жизни, и даже о своей!

Текст Сергей Наконечный
Previous post Next post
Up