ММКФ нынешнего года настолько уныл и незаметен, что даже трейлеры смотреть нет смысла. На красной дорожке все в черном, залы полупустые, а главные звезды сего действа - Никита Михалков и Ирина Купченко (которая, если б не возраст, то тоже наверняка куда-нибудь бы да уехала).
Дарья Митина со свойственным ей подзаборным юмором профессионального депутата-киноведа сообщает о том, что на входе в кинотеатр «Октябрь» встречаются пьяницы и голые с прошлогодней аккредитацией. Ее заметка красноречиво говорит и об организации, и о публике, включая журналистов, освещающих это событие, не исключая и саму Митину.
На открытии показали фильм Бориса Хлебникова «Снегирь», поставленный по мотивам романа «Три минуты молчания» Георгия Владимова. Почему-то не удивляешься, что действие фильма перенесено из 1960-х в современность. Даже лень удивляться выбору автора для экранизации - им оказался бывший советский диссидент и эмигрант, постоянный автор журналов «Посев» и «Грани», выпускаемых НТС - праворадикальной националистической организацией Народно-трудовой союз российских солидаристов с гербом-трезубом на фоне триколора. После того, как в прошлом году, в разгар так называемой «спецоперации по денацификации», на ММКФ уже показали
фильм про свастику на татуировке оперного певца, к подобным противоречиям все уже должны привыкнуть. Впрочем, после многочисленных фильмов и передач самого Никиты Сергеевича про белогвардейщину и «русского философа Ивана Ильина», удивляться не приходиться и подавно.
Выбор Владимова в 2023 году кажется каким-то, извините, анахронизмом: как будто выкопали из поросшей бурьяном могилы нафталин, да еще и с душком. Кажется, вот она - метафора современного российского кино и того, во что выродился ММКФ. Это даже не времена застоя и «железного занавеса», когда пусть и немногочисленной публике показывали действительно мировое кино.
А еще нынешний московский кинофестиваль может войти в историю как поставивший рекорд по количеству фильмов про тюрьму: в программах их будет сразу два - один про Владимирский централ, а второй - про Бутырку. Тут впору включить заставку «Что? Где? Когда?» и в лучших традициях русской оперы старательно пропеть вместе с совой: «Что наша жизнь? - Тюрьма!».
Но есть на ММКФ и две позитивные новости: среди всего этого мрака покажут
а) ретроспективу чилийского кино и
б) фильм о столетии российского джаза.
Джаз, да будет известно, спасет этот мир, так что всегда есть повод для оптимизма.