Жан-Люк Годар словно увидел свежую обложку «Шарли Эбдо» с
Макроном, который тащит дровишки к себе в Елисейский дворец, и, предвкушая грядущую холодную зиму, решил: черт с вами, с меня хватит! И окончил свой 91 год эвтаназией.
Этот престарелый символ «новой волны», скандальный, эпатажный, вечно недовольный интеллектуал, называвший себя социалистом, заигрывавший с маоизмом и феминизмом, с философией и здравым смыслом, завершил свою плодовитую жизнь как подлинный «евролевый» - не в борьбе, а при помощи новой услуги, любезно предоставленной ему буржуазным государством. Не зря книга, посвященная самым политизированным его фильмам, названа «Борьба на два фронта». И не зря сегодня его память чествует президент Макрон.
В своей книге «Игра с чертом и рассвет в урочный час» киновед Г. Капралов посвятил Годару размышление, актуальное по сей день:
__________________________________________
«Псевдореволюционная, заимствованная из «гошистских», троцкистских и маоистских источников демагогия Годара весьма вредоносна. Под видом развенчания буржуазных мифов и догм он ловко фабрикует новые мифы, которые способны затуманить головы мелкобуржуазной молодежи, падкой на эффектный «бунт», на всякий «вызов» господствующим силам, ибо самая запутанная идеология может засверкать в блеске «морального негодования». А именно в «моральное негодование» и играет Годар, выставяляя себя защитником… рабочего класса.
Но против кого направлено это негодование? Он демагогически нападает на Французскую компартию, на Всеобщую конфедерацию труда. Естественно, подобные выпады охотно оплачиваются. Вот почему, в то время как подлинно прогрессивные фильмы, затрагивающие острые политические вопросы жизни Франции, с трудом пробиваются на экраны, картины Годара демонстрируются в самых фешенебельных кинотеатрах Парижа. Вот почему «клоун-авангардист буржуазии» срывает аплодисменты тех, кто считает себя «бесконечно левым» и обвиняет всех и вся в неудаче своих авантюр
1968 и последующих лет».
__________________________________________
Если вы вдруг надумаете что-то посмотреть из Годара, вот один из немногих его осмысленных и
архитектурных фильмов.