Флориан Ильич Юрьев (1929 - 2021)
Флориан Юрьев - советский архитектор и большой чудак. В 1970-х он проектировал футуристические здания, а сейчас выпиливает скрипки и рассуждает о бесконечности. Ему 90, и врачи похоронили его еще в прошлом году - он жив «только из вредности». Здание «Летающей тарелки» на Лыбедской площади в Киеве (раньше называлась площадью
Дзержинского) - opus magnum Юрьева - Научно-исследовательский институт научно-технической информации Госплана УССР. Нынешняя его реинкарнация, Украинский институт научно-технической и экономической информации, занимает лишь часть здания, а остальные помещения пустуют, покрылись патиной и плесенью.
Украинский институт научно-технической и экономической информации
Проект ТРЦ Ocean Mall местного олигарха Вагифа Алиева (22 место в списке 100 богатейших украинцев 2021)
Вдруг появляется инициативный застройщик, который мечтает построить самое высокое здание в Киеве. Один из его проектов - торговый центр с волнистым фасадом, нависающим над «Тарелкой». Флориан Юрьев и группа активистов-градозащитников пытаются оторвать липкие пальчики девелопера от произведения советского модернизма. Вскоре выясняется, что застройщик - фанат и знакомец самого Дональда Трампа, и даже можно вообразить, что архитектор идейно борется с самым могущественным американцем...
Примерно такова фабула нового документального фильма украинского режиссера Алексея Радинского «Бесконечность по Флориану», выросшего из короткометражки «Цвет фасада: синий» тоже о Юрьеве, о его борьбе за архитектурный ансамбль «Тарелки» и о выдвинутой им теории цветописи, ведь кроме архитектуры и скрипок Юрьев еще писал абстрактные картины, которые представляют собой нечто среднее между шестидесятническими орнаментами из советских журналов и аутсайдер-арт.
Живопись Юрьева. Майлз Дэвис
Проект конференц-зала внутри "Тарелки"
«Портрет-модус диктатора», Флориан Юрьев. Фото: Юрий Артюхов
Если не обращать внимание на
1) упоминания о некоем «концлагере» (имеется в виду поселение на реке Лене, где Юрьев родился, - там его репрессированный отец встретил его мать, и они поженились) - возможно, это дань украинской «декоммунизации», архитектор даже иногда рисует советских вождей;
2) простить недомолвку Юрьева о том, что это - его «Тарелка», а ведь у проекта был соавтор Лев Новиков, имя которого в фильме не упоминается, - то ли потому что этот архитектор в лагерях не рождался, то ли потому что воевал за Красную армию в Великой Отечественной;
3) не замечать, что на постройку «Тарелки», по словам самого Юрьева, дал санкцию КГБ УССР, чтобы разместить там свой архив;
Из интервью Ф. Юрьева
4) проглотить сказки об уникальности этого сооружения - как-никак «летающие тарелки» в виде зданий разбросаны по всему Советскому Союзу и не только: вспомнить хотя бы знаменитый
Дворец Национального конгресса Бразилии, построенный в 1960 и очевидно послуживший отправной точкой для проекта Юрьева-Новикова; или здание в форме НЛО из фильма
«Последнее дело комиссара Берлаха», притворяющееся частной клиникой; или болгарский монумент Бузлуджа, строительство которого началось в 1974 году (встречается в недавней
«Дюне»); или хотя бы финский домик Futuro, символ конца 1960-х;
Украинский институт научно-технической и экономической информации, который рекламирует себя примерно так: не нашли в Гугле - найдете у нас.
Дом-памятник Болгарской коммунистической партии на горе Бузлуджа
Украинский институт научно-технической и экономической информации, который рекламирует себя примерно так: не нашли в Гугле - найдете у нас.
- то: в остальном «Бесконечность по Флориану» даже хочется похвалить:
Во-первых, фильм показывает отношение к советскому архитектурному наследию в отдельно взятой стране: факт того, что «Тарелку» в итоге удалось причислить к памятникам архитектуры, - это скорее исключение из правил: в целом же эти сооружения доживают свой век в статусе либо «заброшек», привлекательных разве что для фотоблогеров, либо лакомого куска земли для крупных девелоперов.
Во-вторых, режиссер оставляет за зрителем последнее право делать выводы и не навязывает свое мнение, что в современном документальном кино - крайне редкое явление. Здесь вы не найдете дидактического закадрового голоса, многозначительных титров или манипулятивного монтажа, которые бы заставили вас принять авторскую позицию. Фильм снят очень тактично, с большим уважением к своему герою - более того, творчеством Юрьева авторы искренне увлечены, если используют и записи с вернисажа его картин, и архивные съемки еще советского периода, и экспериментальный фильм Юрьева, снятый им то ли интуитивно, то ли под влиянием киноавангарда 1920-х.
Кадр из фильма "Бесконечность по Флориану"
Флориан Юрьев у себя дома
Ну а главное - это та печаль и то разочарование советского архитектора, который, несмотря на многочисленные попытки спасти свой проект и наладить диалог с застройщиком, очень точно и ясно осознает ситуацию, когда говорит, что капиталистическое общественное устройство - это громадный шаг назад, а не вперед. Человек, который в 60-70-е бредил космосом и наукой, явно находился под влиянием новой столицы Бразилиа Оскара Нимейера и получил (скорее не вопреки, а благодаря советской системе) возможность свои идеи реализовать, - сегодня не в силах победить большие деньги и чужие амбиции.