5 ярких художественных символов, на которых построено «Иваново детство» Андрея Тарковского

Apr 04, 2022 22:39


К 90-летию режиссера



Андрей Тарковский (1932 - 1986)



Пересматривая первый полнометражный фильм Тарковского, чье творчество не перестает проходить под маркой «авторского кино» («не для всех»), робко предположу, что «Иваново детство» - это наиболее зрительский фильм этого незаурядного режиссера.

Попробую выделить 5 основных символов, с помощью которых эта военная драма выходит на небывалый художественный уровень (щедрых на символизм лошадей и яблоки оставим многочисленным искателям глубинных смыслов).



1. Игра отражений

Оператор Вадим Юсов остался за кадром, но именно его работа в этом фильме заслуживает наших бурных оваций. Отражения деревьев в воде, отражения в зеркалах, которых в спартанских условиях фронтовой реальности оказалось неожиданно много, небо с черными облаками или вода в колодце, где отражены прошлое и будущее мальчика Ивана, - все это создает то прекрасный, то страшный мир фильма, который не отпускает зрителя очень долго.



2. Кресты и погосты

Огромный покосившийся крест на фоне свинцовых туч - этот образ запоминается больше всего. Как и лики святых на стенах оскверненной фашистами церкви. «Тарковский» и «духовность» - две категории очень близкие, пусть даже их интерпретации у всех сугубо индивидуальны.



3. Русский лес, желательно березовый

«Тарковский» и «дерево» - см. «Тарковский» и «духовность». Кроме лирической сцены с поцелуйчиками в березовой роще (от и до придуманной, а не экранизированной по повести-первоисточнику) в «Ивановом детстве», как и в других фильмах Тарковского, много деревьев, по большей части сухих и безжизненных (вплоть до последнего его фильма «Жертвоприношение»). Война, смерть, скорбь, месть, травма - здесь подразумевается самый широкий спектр образов и метафор, в то же время сухие коряги служат еще и необыкновенно красивой декорацией.



4. Всадники Апокалипсиса, они же «фрицы»

Альбом с гравюрами Дюрера, который случайно попадает в руки мальчика, - еще одна красивая выдумка режиссера и сценаристов: в повести Богомолова Иван читает какие-то рассказы о разведчиках. Ну и правда: откуда вдруг взялся этот альбом? Кто-то из немецких солдат или офицеров так любил искусство, что сухпаек оставил дома, а вместо него сунул в рюкзак здоровенную папку с гравюрами? Верится с трудом, но - опять же - красиво. И символично: четыре всадника Апокалипсиса - это смерть, голод, война и чума - все то, что принес с собой враг на оккупированные территории.



5. Образ врага

И все-таки, кем же были эти самые «фрицы»? В фильме зритель их не видит, только слышит их резкий лай - настолько жуткий, что доносится до Ивана в самых кошмарных снах. Враг - это не столько смутные силуэты в ночи, сколько пуля с того берега, которая способна убить лучшего друга (Катасоныч так и не ушел в ту ночь в разведку).

Враг - это надпись, процарапанная на стене казематов перед смертью: «Нас 8 человек, каждый не старше 19 лет, через час нас поведут убивать, отомстите за нас!». Или повешенные разведчики на берегу реки. Или ряд виселиц в гестаповских подвалах в Берлине. Враг - это стопки папок с именами и фотографиями замученных пленных, вердикт всегда один: расстрелян или казнен. Образ врага в «Ивановом детстве» - это глаза Бурляева, всегда доброго и живого, но здесь - жесткого, колючего и отчаянного: такую ненависть в некогда мирном ребенке мог разжечь только он...



Великая Отечественная война, ссср, графика, искусство, авторскоекино, кино, классика, декорации, культовоекино, Тарковский

Previous post Next post
Up