Грустное размышление о коллекции Морозовых, арестованной в Париже

Mar 17, 2022 15:24


У меня дома висят репродукции картин, а недавно к 8 марта «экспозиция» изменилась с зимних пейзажей на празднично-весеннюю: женщины, цветы, Париж.



Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877. ГМИИ им. А. С. Пушкина



Короче, как назло, это импрессионисты, набисты и Ван Гог - многие из тех художников, чьи картины имели в свое время счастье попасть в коллекцию братьев Морозовых, а совсем недавно - несчастье оказаться в Фонде Louis Vuitton (в числе брендов, ушедших с российского рынка) на той самой выставке, которая никак не может (или не хочет) возвращаться в Россию.

Можно строить разные коспирологические теории на тему «это все подстроили, чтобы заграбастать наше достояние» - особенно горько в этом плане видеть заголовок рецензии в The Art Newspaper от 16 июня 2021: «Морозовы ненадолго вернут Парижу постимпрессионистов». Понятно, что написано это было давно и без всякого двойного дна, но заголовок оказался чуть ли не пророческим…



Рецензия на выставку в The Art Newspaper от 16.06.2021

Хочется верить, что паника пройдет, страсти улягутся, директора музеев наконец возьмут себя в руки, соберутся с мыслями, договорятся, и картины благополучно вернутся домой. Хочется верить, что возможность разглядывать Марке или Боннара в Пушкинском музее или Эрмитаже не останется в недавнем прошлом, а будет доступна и будущим поколениям художников и любителей искусства.



Эммануэль Макрон на открытии выставки "Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства" в Фонде Louis Vuitton

Но нельзя не констатировать главное: ситуация возникла не на ровном месте и легко может повториться снова. Ведь символический «арест» французской стороной полотен из крупнейших российских музеев - это результат бездарнейшей культурной политики нашей страны, это абсолютный провал музейной дипломатии, которую осуществляют, увы, не всегда достойные этих музеев люди.

Думаю, в эти дни очень многие любители искусства в энный раз задали себе вопрос, каким образом филолог из Одессы Марина Лошак, чьей профессиональной вершиной еще недавно была административная должность в коммерческой галерее Гари Татинцяна или более чем скромные выставки в галерее «Проун» на Винзаводе, вдруг оказалась у руля ГМИИ им. А. С. Пушкина с одним из лучших музейных собраний в мире? Как так вышло, что ее музей показывает москвичам покрытый нафталином видеоарт Билла Виолы, преподнося это как манну небесную, а взамен отправляет в западные музеи лучшие свои экспонаты? Директора российских музеев (а это не только Лошак, но и Пиотровский, Трегулова, Гусев и др.) играют в молчанку и никак не комментируют конфликт, как будто знают наперед, чем он закончится.



Михаил Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея

Молчание российской стороны (даже если они что-то и пишут у себя в телеграм-каналах, это уходит вникуда) - это еще один тревожный показатель того, что российская официальная пропаганда окончательно дала сбой. Впрочем, в последние дни об этом не пошутил только ленивый, реагируя на блондинку с плакатом в прямом эфире Первого канала.

Ведь чем отличалась, например, власть Советов 100 лет назад от власти сегодняшней? Тогда у нее были художники и идеологи, которые могли любой факт повернуть в свою пользу. Художники авангарда, которые вдохновляют до сих пор. Художники, которые не боялись бы сказать: ах, вы отняли нашего Сезанна, подавитесь вы им, это искусство прошлого, мы его скинули с корабля современности, мы нарисуем лучше. И они рисовали, писали, строили, даже несмотря на то, что условная «царская морда» разбазарила казенное имущество.



Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888-1890. ГМИИ им. А. С. Пушкина

А сегодня таких людей просто нет. Сегодня люди, называющие себя художниками (способные не на искусство, а в лучшем случае на шиномонтаж и работу с хлоркой), могут публично и демонстративно отказаться от участия в Венецианской биеннале, и им за это ничего не будет - более того, в зарубежной прессе их уход назовут почти героическим. Да любой приличный художник о таком проекте мог бы только мечтать, потому что павильон в Венеции - это лицо страны!

Сегодня всем тем, кто прыгает с «пацифистскими» плакатиками, даже как-то неприлично напоминать про разгромленный критикой российский павильон в Венеции в 2019 году, когда антивоенный манифест Сокурова с Пиотровским обвинили в излишней серьезности и несовременности. Отдадим должное участникам того павильона: на фоне всех арт-критиков они теперь могут показаться пророками.

музей, культура, импрессионизм, авангард, критика, выставки, Париж, искусство, общество, Москва, пропаганда

Previous post Next post
Up