У меня такой характер, ты со мною не шути…
Невероятные приключения простой сельской девушки Кати (Валентина Серова) начинаются на Дальнем Востоке, продолжаются в поезде дальнего следования, переносятся в Москву, но на этом не заканчиваются. Сначала она ругается с директором зверосовхоза, потом ловит шпиона и сдает его красноармейцам, потом попадает на поезд, а на нем - в столицу. За все это время успевает сменить три работы - официанткой, продавщицей меха и грампластинок, но не изменяет своим убеждениям.
Более того, всем знакомым девушкам она рекламирует свой Дальний Восток как рай на Земле, куда надо непременно ехать на работу и строительство. А еще Катя влюбляется и поет (музыку, кстати, написали знаменитые советские композиторы, братья Даниил и Дмитрий Покрасс). В общем, фильм получился таким, каким ему и положено было быть в 1939: идейным, патриотичным, немного романтичным и очень воодушевляющим.
Валентина Серова в фильме "Девушка с характером" (1939)
От Орловой до Серовой
Но главное, что отличает «Девушку с характером» - это ее наивность и даже некоторая [юношеская] подражательность. Во-первых, Валентине Серовой было около 20, и это ее первая большая роль. Во-вторых, это был первый самостоятельный художественный фильм Константина Юдина, и пусть ему тогда уже было далеко за 20, но раньше он либо снимал документальное кино, либо работал ассистентом у других режиссеров.
Одним из таких режиссеров-мастеров был Григорий Александров: он был моложе Юдина, но пришел в кино несколько раньше, и к концу 1930-х уже был знаменит как автор музкомедий «Цирк», «Веселые ребята» и «Волга-Волга» (на последнем фильме и работал ассистентом Юдин).
Любовь Орлова в фильме "Волга-Волга" (1938)
Александрова с «Девушкой с характером» связывает еще одна параллель. Художником-постановщиком и на «Волге-Волге» 1938 г., и на «Цирке» 1936 г. работал Георгий Гривцов - он же и художник-постановщик «Девушки с характером». В его эскизах к этим фильмам, в их объемно-пространственных решениях немало общего - точно так же, как и сама героиня Серовой в чем-то повторяет образы смелых и самостоятельных женщин, сыгранных Любовью Орловой в фильмах Александрова.
Георгий Гривцов. Эскиз декорации. Ателье Мосторгмеха Фильм: Девушка с характером. 1939
Георгий Гривцов. Эскизный набросок декорации. Новый цирк: перед представлением Фильм: Цирк. 1936
Георгий Гривцов. Эскиз декорации. Зверосовхоз Фильм: Девушка с характером. 1939
Георгий Гривцов. Эскиз декорации. Город Мелководск Фильм: Волга-Волга. 1938
Георгий Гривцов. Эскиз декорации. Улочка в Мелководске Фильм: Волга-Волга. 1938
Цесарская и Новая Москва
Украшением «Девушки с характером» можно назвать и появление колоритной Эммы Цесарской, к тому моменту уже Аксиньи из «Тихого Дона». Здесь она исполняет роль деятельной жены какого-то заслуженного командира, активистки, пропагандистки и в некотором смысле наставницы нашей молодой героини.
Эмма Цесарская в центре
Ну и, конечно, Москва, которая вроде бы прекрасна всегда, но в 1939 году это был уже совершенно новый город (в 1939 даже выйдет серия почтовых марок «Реконструкция Москвы» с новыми станциями метро, Ленинской библиотекой и другими знаковыми сооружениями). И хотя в фильме много павильонных съемок (вагоны поезда, жилые и общественные интерьеры), настоящий город тоже попадает в кадр и заслуживает внимания.
Сначала это комичный эпизод с путаницей на Комсомольской площади перед Ярославским вокзалом. Потом будет небольшая автомобильная экскурсия с достопримечательностями, возникшими в результате сталинских градостроительных преобразований: в частности, зрителю покажут здание по адресу Охотный ряд, дом 1 (тогда Здание Совета труда и обороны, ныне Госдума), а также новехонький Крымский мост (1938 г.).
У вокзала
Далее будет увлекательная сцена слежки на Большом каменном мосту, а потом появятся девушки в купальниках в декорациях Водного стадиона «Динамо» (тогда еще нового и нарядного, потом превращенного в заброшку, а с недавнего времени закрытого для простых смертных и доступного только владельцам яхт).
Водный стадион "Динамо"
Водный стадион "Динамо"
Из Новой Москвы - в новый мир
Еще любопытно было бы разобрать образ советской женщины в 1939 году - этим наверняка занимаются модные гендерные исследования, но почему-то параллелей с женщиной условно американской или европейской не случается. Каковы женщины и девушки, например, в нуарах? Жены при [богатых] мужьях, как правило, счастливые безработные. А кто работает - те (тоже «как правило») поют в барах или прислуживают гардеробщицами. За очень редким исключением. А советские девушки с характерами? Массово покидают Новую Москву и отправляются на Дальний Восток строить новый мир. Так-то!
С Международным женским днем 💐 И помните, что наши женские характеры способны не только на нервы и слезы, но и на [социалистическое] строительство.