В текущей «ситуации с Украиной» единственное, к чему могу вас призывать лично я, - это здравомыслие и кнопка «Вкл.» для критического мышления. Не завидую сейчас диванным специалистам по военной истории и международному положению: наговорят кучу глупостей, от которых потом будут долго отмываться (особенно учитывая, что ни военную историю, ни международное положение в школах давно не преподают).
Предлагаю успокоиться, выдохнуть и задуматься, из-за чего собственно весь сыр-бор. Самое время вспомнить историю. Далеко ходить не надо - безумного двадцатого века вполне достаточно. Вот, например, был такой писатель-антифашист Ярослав Галан, родившийся 120 лет назад:
Ярослав Галан (1902 - 1949)
Жил во Львове, боролся с местными националистами, работал на Нюрнбергском процессе. В своих произведениях изобличал ОУН, за что всю жизнь подвергался преследованиям - вскоре после войны фашисты его и уничтожили, зарубили топором.
Установленные советской властью памятники Галану и мемориальные таблички нынешние фашисты быстро сняли, а улицу имени Галана в Одессе переименовали в пользу военного преступника Шухевича, по чьему указанию писателя и убили.
Памятник Я. Галану во Львове, демонтированный еще в 90-х
Любопытно, что в советское время, когда национальные вопросы и противоречия старались если не сглаживать, то хотя бы не акцентировать, вышло два биографических фильма про Ярослава Галана, о которых мне хотелось бы сегодня поговорить.
Об этом забывать нельзя, 1954
Галана играет гениальный Сергей Бондарчук, и уже только поэтому этот фильм можно рекомендовать всем и каждому. Еще здесь появляется совершенно неожиданный Вячеслав Тихонов в роли студента-националиста в вышиванке, которому старшие «товарищи» умело запудрили мозги. На стороне зла - персонаж украинского актера Лаврентия Масохи (один из главных героев обеих частей фильма Леонида Лукова «Большая жизнь»). Николай Афанасьевич Крючков сыграл шофера - и это задолго до своего бенефиса в этом амплуа в урбанистическом фильме «Горожане» (1975).
При всех преимуществах советской актерской школы нельзя не отметить существенный минус этой картины. Дело в том, что режиссер Леонид Луков - как мне кажется, именно он идейный вдохновитель Эльдара Рязанова в кино - слишком тяготел к комедии с ее лирикой, песнями-плясками и гэгами, в чем-то предвосхитив передачу «Кривое зеркало» (клоунские трюки Н. Плотникова в сцене застолья и не только), что совершенно обесценивает трагизм и пафос, свойственные этой пронзительной истории.
До последней минуты, 1973
А это более взвешенная и сдержанная картина, снятая на Одесской киностудии режиссером Валерием Исаковым. В главной роли - выдающийся Владислав Дворжецкий, от одного взгляда которого у всех неонацистов начинается нервный тик.
Здесь очень выразительные попы, коварные, злобные и немного смешные, почти как реинкарнация какого-нибудь кардинала Ришелье (см. сборник памфлетов Галана «С крестом или с ножом»). Для всех поклонников нетленки «Место встречи изменить нельзя» фильм «До последней минуты» приготовил приятный сюрприз: это встреча с девушками из окружения Фокса и Горбатого, актрисами Валерией Заклунной и Татьяной Ткач.
Что касается реалистичности, то Галана (или Гайдая, как назвал героя Дворжецкого писатель и сценарист фильма Владимир Беляев) убивают - в отличие от героя Бондарчука (там его назвали Александром Гармашом), который чудом остается жив.
Кажется, кино - одно из немногих мест, где чудеса по-прежнему возможны.