Продолжение экологической рубрики, начатой публикациями про
антропоцен и
Грету Тунберг История вопроса
Юджин Смит - фотограф агентства Magnum. Ему интересны люди - люди за работой, люди на войне, люди в пограничных состояниях. Вот он фотографирует пианиста Телониуса Монка, вот в его объектив попадает пациент сумасшедшего дома, вот военные, а вот врач, всю ночь оперировавший пациентов.
Великий джазовый музыкант Телониус Монк, ок. 1965 г. © W. Eugene Smith | Magnum Photos
Пациент психиатрической лечебницы, Гаити, 1959 г. © W. Eugene Smith | Magnum Photos
Три поколения шахтеров, Уэльс, 1950 г. © W. Eugene Smith | Magnum Photos
В 1971 он едет в японский город Минамата на острове Кюсю, где делает свой последний и самый сильный фоторепортаж - о семьях рыбаков, отравленных метилртутью. Химическая компания годами сливала токсичные отходы в реку, а местные жители болели и умирали. Недуг получил название «минамата»:
Симптомы включают нарушение моторики, парестезию в конечностях, ухудшение внятности речи, ослабление зрения и слуха, а в тяжёлых случаях - паралич и нарушение сознания, завершающиеся летальным исходом.
Ивазо Фунаба, жертва болезни Минамата, 1971 г. © W. Eugene Smith | Magnum Photos
Рыбаки, залив Минамата, 1972 г. © W. Eugene Smith | Magnum Photos
Родственники и близкие несут фотографии жертв болезни Минамата, Япония, 1972 г. © W. Eugene Smith | Magnum Photos
В это же время над освещением ситуации в Минамата работал японский документалист Норияки Цутимото, снявший в итоге несколько фильмов на эту тему. Его первую работу из цикла о Минамата кинокритик Марк Казинс включил в десятку документальных фильмов, которые потрясли мир.
Минамата: Жертвы и их мир (Норияки Цутимото, 1971 г.)
От репортажа - к фильму
Эндрю Левитас известен больше как художник и скульптор, чаще продюсирует кино, чем его снимает. Но заинтересовался темой и решил снять фильм. Получилось в меру проблемно, в меру увлекательно и очень красиво. Вообще хорошо рассказывать про несправедливость где-то там, когда-то там, в далеких 70-х. В конце концов, это очень красиво и художественно, особенно когда у тебя в главной роли сам Джонни Депп, фоном Япония, а визуально ты отталкиваешься от сногсшибательных кадров одного из лучших фотографов XX века.
Мать с 12-летней дочерью Такако Исаяма с врожденной болезнью Минамата, 1971 г. © W. Eugene Smith | Magnum Photos
Кадр из фильма "Великий" - реплика облетевшего весь мир снимка Юджина Смита
Я не стремился снять политическое кино. И «Великий» ни в коей степени не является политическим фильмом. Потому что, на мой взгляд, чистая вода, чистый воздух, жизнь в мире, не страдающем от загрязнения, - это базовые права человека. Это не вопросы политики, не дискуссионные темы. Это не имеет никакого отношения к политическим взглядам, к левым или правым. Попытка сделать их таковыми - простите за грубость, полная хрень. Каждый из нас имеет право требовать эти базовые ценности для себя. А если кто-то считает и утверждает иначе, то он полон дерьма. Все очень просто.
Эндрю Левитас в интервью
И в этом - главная проблема фильма.
Герой Джонни Деппа в фильме "Великий" выступает за социальную справедливость и любит джаз
Прототип для героя Джонни Деппа - фотограф Юджин Смит
Потому что снимать про ужасающую экологическую катастрофу НЕ политический фильм - это путь вникуда. Ведь даже ребенку ясно, что болезнь Минамата (и выбросы токсичных отходов в целом) - это не проблема конкретного сообщества, трудности не отдельно взятой страны, и это точно не тот вопрос, который должны решать субтильные экоактивисты. Это вопрос политический. К слову, документалист Цутимото не стеснялся называть себя коммунистом, да и вообще это как-то исторически само собой сложилось, что людям правых (капиталистических) взглядов нет никакого дела до чистого воздуха и чистой воды (если, конечно, это не воздух и водопровод в их квартирах).
Кроме того, ни разу не удивлена, что в очередном американском фильме «за всё хорошее» так и не поднимается болезненная тема
Хиросимы-Нагасаки. Вместо этого показывают японцев, которые сами что-то у себя такое вредное построили и сами же и пострадали, а потом появился эдакий герой-одиночка - доблестный, алкоголический, американский, с бородой и в берете, ну просто мечта любой девушки - приехал, пофоткал и спас планету. Так себе проблемный фильм. Смотрите лучше старых японцев-коммунистов.
Click to view