Великий режиссер поздравляет с Новым годом и Рождеством
Гениальный злодей в исполнении Уэллса в его фильме «Мистер Аркадин»
Уэллс любил Рождество, иначе он не стал бы читать рождественские сказки по радио, сниматься в праздничном кино и даже появляться в образе Санта-Клауса.
Помните эпизод из фильма «Мистер Аркадин»? На безумной новогодней вечеринке в замке персонаж Уэллса появляется в образе зловещего Санта-Клауса.
Рождественский бал-маскарад в фильме «Мистер Аркадин»
Уэллс в образе Санта-Клауса. Кадр из фильма «Мистер Аркадин»
Годами позже Уэллс сыграет в ремейке самого новогоднего фильма всех времен - картины «Эта прекрасная жизнь» Фрэнка Капры - то был более чем скромный телефильм «Однажды в Рождество» (1977).
Пьяницы и короли
Как рассказывает газете «Гардиан» кинокритик и режиссер Марк Казинс, несмотря на двойную жизнь - одну со своей третьей женой, актрисой Паулой Мори, другую с хорватской актрисой Оей Кодар - Уэллс рассматривал Рождество исключительно как семейный праздник и старался проводить его в кругу семьи.
Поздравительные открытки, как и наброски и раскадровки к своим фильмам и пьесам, он делал сам. Уэллс учился в Чикагском институте искусств, был прекрасным рисовальщиком и рисовал всю свою жизнь.
Подборка рождественских открыток от Орсона Уэллса
В фильмах Уэллса такого минимализма не найти. Ёлочка одной линией
Рождественская атрибутика на лицевых и внутренних сторонах самодельных открыток Орсона Уэллса
Деды Морозы глазами Орсона Уэллса предстают то королями, то нищими алкоголиками. Королями великий режиссер был одержим, он сам себя не без иронии называл актером-королем.
Пьяный Санта-Клаус, карикатурный и немного дурашливый, тоже появляется в новогодних поздравлениях Уэллса в самых разных вариациях.
Самоирония - ключевой элемент поздравительных открыток Орсона Уэллса
Король / актер / сам режиссер / Дед Мороз улыбается, с наилучшими пожеланиями
Обложки новогодних открыток Уэллса с выпивающими Санта-Клаусами
Дед Мороз-выпивоха
Лицевые и внутренние стороны рождественских открыток, нарисованных Орсоном Уэллсом в разные годы
Санта-Клаус Уэллса дымит, выпивает и не унывает
Добродушные и веселые новогодние сюжеты на поздравительных открытках, сделанных режиссером своими руками
Но были и неожиданные праздничные открытки, которые Уэллс отправлял друзьям на Новый год и Рождество.
Например, вот такой пустынный аризонский пейзаж:
Аризонский пейзаж на поздравительной открытке - вместо традиционных рождественских атрибутов
Глазами Орсона Уэллса: фильм и книга
До фильма Марка Казинса «Глазами Орсона Уэллса» как-то мало кто задумывался о графическом наследии режиссера. Фильм представляет собой письмо в нескольких частях, основанных на рисунках Уэллса и посвященных разным аспектам его личности и творчества.
Отдельная глава посвящена «донкихотской» стороне души Уэллса - в 1960-х вышел его травелог «На земле Дон Кихота» по заказу итальянского телевидения. Для Казинса Уэллс - это человек эстетики барокко, режиссер-визионер, который не экономил средства выражения в ту пору, когда все предпочитали минимализм.
Click to view
В 2019 в английском издательстве Titan Books выходит книга «Портфолио Орсона Уэллса» с его рисунками, иллюстрациями, эскизами и очаровательными новогодними открытками.
И фильм, и книга дают представление об Орсоне Уэллсе не столько как о режиссере и актере, но и как о художнике - в том числе художнике по костюмам и замечательном постановщике с особым видением.
Акварель с изображением короля - один из рисунков Уэллса по заказу журнала Vogue для специального номера, посвященного режиссеру
В его набросках европейских зданий (будь то Париж или Люцерн) очень точно схвачена атмосфера и городской ландшафт, в то время как в архитектурных кадрах из его фильмов ощущается строгость, продуманность, даже некоторая тяжеловесность человека эпохи барокко.
Благодаря его иллюстрациям, как мне кажется, мы можем разглядеть большой парадокс такого режиссера-демиурга, каким был Орсон Уэллс, - увидеть всю его теплоту, лиризм, душевность, даже детскость - всё то, к чему многие стремятся в эти рождественские дни.
Открытка из Парижа © Beatrice Welles Inc. and the Estate of Orson Welles. Taken from Orson Welles Portfolio by Simon Braund, published by Titan Books
Карандашный набросок Люцерна, Швейцария
Парижские достопримечательности глазами Орсона Уэллса