20 главных фильмов 60-х

Sep 22, 2010 11:11

Сегодня скромненько: если кто, как я, о ужас, не читает Total DVD, ему, возможно, будет интересно просмотреть этот журнальный топ.

20. КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА (1967)



На счету величайшего российского комедиографа Леонида Гайдая множество замечательных лент, но «Кавказская пленница» - бесспорно, главный гайдаевский хит, шутки из которого начали цитировать еще до того, как картину выпустили на экраны. Крылатые фразочки вроде «Птичку жалко!» стали культовыми, как только их услышали первые зрители постановки - собиравшие декорации рабочие. Главные достоинства «Пленницы» - это бойкий юмор и романтическая атмосфера, но не стоит забывать, что режиссер осмелился затронуть несколько тем, о которых в тогдашнем советском кино никто даже не заикался. Будь то похищения невест (которые были в прошлом, случилась тогда и продолжаются до сих пор), «репрессивная» психиатрическая медицина или тотальная коррупция. Если бы «Кавказская пленница» была простым пустоголовым развлечением, она бы не продержалась столько лет в хит-парадах лучших советских лент.



19. СПАРТАК (Spartacus, 1960)



Когда «Спартак» был задуман, на него не возлагалось особенных художественных надежд. Кирк Дуглас, проигравший Чарльтону Хестону кастинг «Бен-Гура», просто хотел лично спродюсировать эпик из римской жизни и исполнить в нем главную роль. Однако по мере работы над картиной лента вышла далеко за рамки мелкого актерского тщеславия и превратилась в один из важнейших голливудских фильмов XX века. В отличие от того же «Бен-Гура», интересного в основном как грандиозное спецэффектное шоу, в «Спартаке» множество художественных слоев и уровней смысла. Это и политическое, и военное, и романтическое кино с блистательными актерами, масштабными экшен-сценами и тонкими психологическими перипетиями.

18. ВЕЛИКИЙ ПОБЕГ (The Great Escape, 1963)



Советским режиссерам не нужно было искать сюжеты военных фильмов, героизм в Великой Отечественной был на каждом шагу. Американская военная история в этом отношении была менее примечательной. Потому для Голливуда главной героической темой стали побеги из лагерей для военнопленных. То была едва ли не единственная правдоподобная ситуация, в которой американцы были слабы. Лучший фильм о таком побеге снял Джон Стерджес, не только воссоздавший на экране реальную историю, но и не побоявшийся показать горькие последствия «Великого побега», который удался лишь немногим из изначально сбежавших. В дальнейшем лента Стерджеса стала прототипом не только голливудских военных лент, но и криминальных постановок, в которых фигурировали подготовка сложной операции и рытье тоннеля.

17. ДОКТОР СТРЭЙНДЖЛАВ, И КАК Я ПЕРЕСТАЛ ВОЛНОВАТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ АТОМНУЮ БОМБУ (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb, 1964)



Два фильма Стэнли Кубрика в столь представительном хит-параде - это, конечно, много, но у нас есть оправдание. «Спартак» и «Стрейнджлав» не похожи ничем, кроме бесспорной гениальности. Если на 19-м месте у нас стоит пафосный военно-исторический эпик, то на 17-м - чернейшая эксцентрическая комедия, в которой режиссер вспоминает о пафосе только для того, чтобы его жестоко высмеять. Возможно, лучший в мире фильм о «холодной» войне, «Доктор Стрейджлав» наглядно демонстрирует, как абсурдна идея паритета взаимного уничтожения и сколь хрупок мир, на страже которого стоит оружие массового поражения. Также это настоящий комический бенефис Питера Селлерса, сыгравшего три совершенно разные роли. Впрочем, в «Докторе» все актеры отработали блистательно, наполнив жизнью и страстью превосходные сценарные диалоги. Интересно, что при этом лента не получила ни единого «Оскара». Церемония 1965-го была триумфом «Моей прекрасной леди» и «Мэри Поппинс».

16. САМУРАЙ (Le Samourai, 1967)



Формально «Самурай» основан на японском воинском кодексе «бусидо», но цитата, использованная Мельвилем для подтверждения «японскости» ленты, была вымышлена режиссером - она совершенно невозможна для любого японского средневекового трактата. В самом деле, позаимствовав несколько идей из восточного искусства и буддийской философии, Мельвиль создал совершенно оригинальное и нетривиальное произведение, породившее культурный миф о безупречном преступнике, живущем по строгим, одному ему понятным законам чести. Это была одна из отправных точек для многих будущих картин об уголовниках вообще и наемных убийцах в частности. Так, классическая гонконгская лента Джона Ву «Наемный убийца», по-своему исключительно влиятельная, была вольным ремейком «Самурая». Помимо ключевой сюжетной идеи лента Мельвиля примечательна как ранний блистательный образчик стиля «нео-нуар», постмодернистской игры на темы классического нуара.

15. ВОЙНА И МИР (1967)



Во второй половине XX века советский кинематограф создал множество замечательных лент о Великой Отечественной, однако главный военный фильм эпохи был сделан о другой войне. Решив утереть нос голливудским экранизаторам «Войны и мира», партийные боссы не пожалели средств на эпический размах киноверсии одного из лучших романов русской литературы. Картина Бондарчука по сей день считается самым дорогим проектом в истории кино. Если бы она снималась сейчас и финансировалась по голливудским законам, а не по правилам приказного социализма, то на нее было бы потрачено больше полумиллиарда долларов. Однако главное достоинство «Войны и мира» - не грандиозные массовки, а «могучая кучка» блестящих актеров, представителей последнего поколения советских звезд, которые безукоризненно вписывались в интерьеры XIX века и в образы персонажей классической литературы.

14. КВАРТИРА (The Apartment, 1960)



В отличие от многих постановщиков мелодраматичных комедий, Билли Уайлдер никогда не пытался изображать безнадежного романтика, верящего во всепобеждающую любовь. Даже в его самых светлых лентах вроде «В джазе только девушки» чувствуется скепсис немолодого и умного человека, знающего, что влюбленность - лишь одна из множества эмоций, управляющих нашей жизнью. Поэтому не стоит удивляться, что лучший романтический фильм Уайлдера - не солнечная комедия, а мрачноватая мелодрама с очевидным сатирическим подтекстом. Гнетущая корпоративная атмосфера, одиночество в большом городе, постоянное унижение «маленьких людей» - вот стены «Квартиры», в которой пытается расцвести искреннее чувство. Один из самых взрослых, серьезных и изящных фильмов в истории ромкомов, лента Уайлдера до сих пор остается непревзойденным образцом жанра.

13. РЕБЕНОК РОЗМАРИ (Rosemary’s Baby, 1968)



Планируя свой голливудский дебют, французский режиссер Роман Полански рассчитывал пригласить на главную роль полнокровную красотку, типично американскую старлетку. Однако если бы Розмари казалась уверенной в себе девушкой, прочно стоящей на земле, режиссер не смог бы сыграть на неоднозначности сюжета, позволяющего воспринимать события ленты и как реальный сатанинский заговор, и как помешательство беременной женщины. А так эльфообразная, «неотмирная» Фэрроу идеально вписалась во все психологические повороты постановки и позволила Полански создать эталонный триллер, который и через сорок лет после выхода на экраны выбивает почву из-под ног и заставляет содрогаться от ужаса. Другое дело, что ради съемок в «Ребенке» Фэрроу пришлось пожертвовать браком с Фрэнком Синатрой. Певец считал, что его жена должна быть домохозяйкой, а не играть в кино.

12. НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ (A Bout de Souffle, 1960)



Если все копии «На последнем дыхании» вдруг исчезнут с лица земли, картину можно будет восстановить, склеив воедино фрагменты множества лент, подражавших, пародировавших и споривших с полнометражным дебютом одного из величайших французских режиссеров. Буквально каждая составляющая картины была экспериментом - от необычного жесткого сценария до неожиданных операторских решений (включая съемку с рук), а также уникальной для того времени техники монтажа. И почти все эти эксперименты оказались удачными, на десятилетия вперед предопределив художественные ходы не только французской «новой волны», но и всего мирового артхауса. Кроме прочего, фильм интересен еще и как ранний образец постмодернистского кино. Создавая новое искусство, Годар сознательно отталкивался от классики и, например, заставлял Бельмондо подражать голливудским звездам «мужского» кино. Придуманный для «На последнем дыхании» набор актерских приемов несколько десятилетий верой и правдой служил Бельмондо.

11. БУТЧ КЭССИДИ И САНДЭНС КИД (Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969)



В начале 1960-х вестерны, еще недавно очень популярные у зрителей, начали вымирать, уступая дорогу современному кино и фантастике. К концу десятилетия жанр окончательно вышел из моды, но это не помешало Джорджу Рою Хиллу влить новое вино в старые мехи и создать популярную ленту, изящно балансирующую на грани вестерн-классики и захватившей киномир «новой волны». В «Бутче и Сандэнсе» были погони, перестрелки, шутки, любовь, дружба, иронический аморализм, поэтично-трагичный финал… Все то, что в итоге сделало ленту хитом в глазах зрителей нескольких поколений. Картина разошлась на цитаты и стала предтечей жанра «бадди-муви», а обаятельнейшие Ньюман и Редфорд благодаря «Бутчу и Сандэнсу» превратились из кумиров Америки в звезд мировой величины. Интересно, что в карьере Хилла это был первый боевик - ранее режиссер занимался комедиями и мелодрамами.

10. БОННИ И КЛАЙД (Bonnie and Clyde, 1967)



Если французская «новая волна» ведет отсчет от ленты «На последнем дыхании», то эпоха «нового Голливуда» началась с «Бонни и Клайда». Именно тогда голливудские воротилы почувствовали, что традиционные семейные ленты проигрывают телевидению борьбу за зрителей и что для привлечения публики нужно снимать картины, слишком экстремальные для «голубого экрана». Тут-то и пригодились радикальные и бесшабашные французские идеи, которые в «Бонни и Клайде» соединились с давней американской любовью к гангстерским сюжетам. Там, где французы прежде всего замечали бунт против затхлого общества, голливудцы видели еще и воплощение Американской Мечты о свободе, независимости и процветании. Именно поэтому «Бонни и Клайд», поначалу настороженно принятые критиками и зрителями, быстро превратились в один из самых влиятельных фильмов в истории Голливуда.

9. ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ (The Bodyguard, 1961)



Американские исследователи, пишущие о «Телохранителе», прежде всего отмечают, что этой картиной Куросава сыграл с Западом в творческий пинг-понг. Вдохновленный американскими ковбойскими лентами, «Телохранитель» стал основой спагетти-вестернов, подарив сюжет картине «За пригоршню долларов». Однако Куросава не делал ремейки ради ремейков и не снимал «Телохранителя» для зрителей, принципиально отказывающихся смотреть западное кино. У режиссера была куда более благородная задача. В классическом японском искусстве одиночки воспринимались как яркие и привлекательные, но обреченные персонажи, способные лишь доблестно погибнуть. Герой же «Телохранителя» не только выходил победителем, но и, используя «психологическое айкидо», направлял силу врагов против их самих. Для Японии 1960-х это был исключительно позитивный и вдохновляющий образ, ставший прототипом многих известных персонажей кино и анимации.

8. ОДНАЖДЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ (C’era una Volta il West, 1968)



Как уже говорилось, в 1960-е голливудская фабрика вестернов начала работать вхолостую, и производство фильмов о Диком Западе переместилось в Италию. Там величайшим мастером жанра стал Серджо Леоне, и к концу десятилетия его талант признали в Штатах. Его очередной фильм получил финансовую поддержку студии Paramount, и Леоне наконец-то была дарована возможность снять поистине эпическую ленту, о которой он давно мечтал. Если в прошлом режиссер ставил полупародийные ленты, то для «Однажды на Диком Западе» он избрал мрачный, философский тон. Фильм должен был стать не только развлечением, но и многогранным рассуждением об американском прошлом и об отношениях мужчины и женщины. Откровенно говоря, Леоне откусил больший кусок, чем смог переварить, - не все в картине у него получилось. Но даже в таком виде лента стала жанровым шедевром, одним из последних классических голливудских вестернов.

7. ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ (Lawrence of Arabia, 1962)



Великое политическое кино отличается от плохого и среднего тем, что не устаревает, когда проходит породившая его эпоха. Иногда такие ленты становятся свидетельствами о своем времени, а иногда в них обнаруживаются нюансы, о которых не особенно задумывались создатели. В случае «Лоуренса» это, например, корни нынешнего исламского терроризма, к оформлению которого приложил руку и легендарный британец. Впрочем, главное достоинство картины Лина - это не откровенный разговор об английской политике начала прошлого века. Прежде всего, это величественное полотно о жизни на фоне великой пустыни (блистательная суперширокоэкранная операторская работа Фредди Янга) и портрет удивительного персонажа-одиночки, не вписывающегося ни в какие героические штампы, но прошедшего путь от эксцентричного офицера до мудрого и безжалостного лидера объединенного им народа.

6. АНДРЕЙ РУБЛЕВ (1966)



Поэт в России больше чем поэт, художник - больше чем художник, а иконописец - это особая, ни с чем не сравнимая ответственность перед людьми, историей и Богом. И немудрено, что Андрей Тарковский выбрал именно своего тезку для размашистого размышления о дорогах, которые предначертаны каждому человеку искусства. Должен ли он «навевать сон золотой» - или указывать на общественные болезни? Можно ли писать стихи после Освенцима? Стоит ли говорить правду, если за нее убивают? Достойны ли зрители безбожного века лицезреть отраженную на полотне или доске божественную гармонию? Все эти темы затронуты в «Андрее Рублеве» и переданы с тем безукоризненным мастерством, которое отмечает все лучшие работы величайшего советского постановщика. Многие режиссеры и писатели в определенный момент своего творчества задумывались о месте искусства в истории, но никому не удавалось оформить эти мысли в столь выразительный и художественно насыщенный шедевр.

5. ВЫПУСКНИК (The Graduate, 1967)



Если революционная провокация под названием «Бонни и Клайд» была создана по модным французским канонам, то для создания лишь немногим менее провокационного «Выпускника» натурализованный американец Михаил Пешковский (более известный как Майк Николс) использовал ходы тогдашнего английского кино, менее экстремального, но более сатиричного и циничного. В результате получился превосходный фильм об идейном кризисе 1960-х, когда прежнее поколение уже не могло поддерживать иллюзию общественной морали, и потому новое поколение было не способно в эту иллюзию встроиться. Лента у Николса получилась достаточно горькой, но многие ее ходы впоследствии стали неотъемлемой частью жанра ромкомов. Причем далеко не только голливудских. Совершенно не похожий на обычных американских героев Хоффман мгновенно стал заметной звездой, а вот его экранная партнерша Росс в класс «А» так и не пробилась. Хотя сыграла еще в нескольких примечательных лентах эпохи.

4. 8 1/2 (1963)



Начав режиссерскую карьеру как представитель итальянского неореализма, Феллини с годами оторвался от житейской реальности и начал снимать абстрактные, маловменяемые картины, ценимые лишь «хардкорными» фанатами. Однако в переходный период между этими этапами творчества режиссер создал несколько подлинных шедевров, главным из которых был «8 1/ 2» (название ленты - ее номер в фильмографии Феллини). Фильм начинался как история о писателе, но постепенно превратился в откровенный и увлекательный духовный автопортрет режиссера, балансирующего на грани между жизнью и сновидениями. Разумеется, постановщики и до Феллини вводили в картины «глючные» эпизоды, но итальянец был первым, кто не стал никак разделять эти два пласта ленты. Сны и реальность в «8 1/ 2» сливаются воедино, и это была настоящая революция в мировом кинематографе. В дальнейшем эта техника стала одним из клише артхауса и периодическим гостем в мейнстриме.

3. ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ (Il Buono, il Brutto, il Cattivo, 1966)



При всех недостатках диктаторских режимов, у них есть одно достоинство. Если найти с ними общий язык, можно дешево снять кино с огромной массовкой. Бондарчук на съемках «Войны и мира» использовал советских солдат, а над «Хорошим, плохим, злым» трудилось почти две тысячи испанских военных, предоставленных режимом Франко. Кладбище для финальной сцены, например, было сооружено с нуля всего за два дня. Имея такие ресурсы, Леоне смог поставить перед собой более амбициозные задачи, чем он решал ранее. В третьей части «долларовой» трилогии он не только вывел запоминающихся персонажей и выстроил сложную интригу, закрученную вокруг драгоценного клада, но и продемонстрировал зрителям бессмысленность и беспощадность братоубийственной войны. Многогранность сценария, в основном написанного Леоне, и блистательное режиссерское мастерство породили один из величайших фильмов в истории мирового кино.

2. КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001 ГОДА (2001: A Space Odyssey, 1968)



Вы думали, что в нашем хит-параде всего две картины Кубрика? Нет, их три, причем речь вновь идет о ленте, совершенно не похожей на предшественниц. Вплоть до «2001» голливудская научная фантастика была прибежищем второсортных режиссеров, готовых по приказу продюсеров впихивать в каждый кадр полуголую девушку или картонного монстра. Кубрик решил исправить это положение. Он видел, что в научной фантастике есть мощные, глубокие, провокационные идеи, и хотел создать художественный язык, на котором эти идеи могли бы выражаться в кино. Так родилась «Космическая одиссея», полностью лишенная всех трэшевых ходов и заменившая их впечатляющими, революционными спецэффектами, новаторской операторской работой и нестандартным сценарием, который Кубрик разрабатывал вместе с писателем Артуром Кларком. Трудно переоценить влияние, которое лента оказала на всю последующую мировую кинофантастику.

1. ПСИХОЗ (Psycho, 1960)



Купив права на экранизацию романа Роберта Блоха, Альфред Хичкок сделал все возможное, чтобы сюжет картины оказался для зрителей сюрпризом. Он постарался изъять книгу из продажи, запретил пускать в кинотеатры опоздавших зрителей, не видевших начала ленты, и даже отказался предоставлять фильм для ранних пресс-показов, чтобы критики случайно не раскрыли в своих статьях сокровенные тайны «Психоза». Разумеется, в наше время скрывать сюжет картины бессмысленно - фильм давно разошелся на цитаты и пародии. Но зрители, смотрящие ленту даже по десятому разу, найдут чем насладиться в этом эпохальном хорроре. Он одновременно продемонстрировал, как можно до смерти напугать в рамках тогдашних цензурных запретов, - и существенно раздвинул рамки допустимого в мейнстримном кино. Именно к художественным находкам «Психоза» восходят почти все нынешние ленты о маньяках и серийных убийцах, а также многие постановки из смежных жанров.

Пы.Сы. Навел меня этот топ на одну мысль. Завтра тоже будем старенькое вспоминать. Если, конечно, чего смешного не появится :)

найдено в инете

Previous post Next post
Up