5 самых странных фрагментов в сай-фае

Aug 21, 2014 12:03

By Oliver Lunn


Нужно отдать должное Джонатану Глейзеру. Начать фильм с настолько дикой сцены, в которой абстрактные, напоминающие планеты тени медленно перемещаются из одного угла в другой, это не самый привычный способ завоевать внимание аудитории. Тем не менее, Побудь в моей шкуре интригует с самого начала.

В Забегаловке персонаж Стива Гуттенберга заходит в кинотеатр, где показывают фильм Ингмара Бергмана. Через пять минут он уже расстроен: «Фильм только что начался, а я не имею понятия, что происходит». Мой совет Стиву? Да забей, чувак! Или лучше посмотри наши «не от мира сего» фрагменты из научно-фантастических фильмов. По сравнению с ними все остальные картины будут выглядеть нормальными и понятными.

1. Эпизод «За пределами бесконечного» из Космической одиссеи 2001 года

image Click to view


Философствование Кубрика - все еще является самым любимым эпизодом торчков-хиппи всего мира. Для столь глубокого эпизода Кубрик нанял умелого мастера по спецэффектам Дугласа Трамбалла, чью работу Кубрик увидел и оценил в картине Путешествие на Луну и обратно. После своей безумной работы над Космической одиссеей, в которую он, по его собственным словам, вложил образы, которые никто не видел (не в последнюю очередь, это относится к т.н. анимации с помощью щелевого сканирования), Трамбалл был признан настоящим новатором спецэффектов. Кроме этого, он работал над документальной лентой 2001: Beyond the Infinite, съемки которой, к сожалению, были прекращены студией, но отрывки из нее можно увидеть здесь.)

2. Эпизод с образованием Вселенной из Древа жизни

image Click to view


Очевидно, будучи знакомым с работой Трамбалла над Космической одиссеей, Терренс Малик нанял его для абсурдно амбициозного (и безумного) 15-минутного эпизода в Древе жизни, в котором попытался показать возникновение всего и вся: рождение звезд, столкновение галактик, образование планет и, гм, динозавров, отдыхающих на пляже. Все это выглядит немного антирелигиозно, поэтому я понимаю просьбу того, кто залил это видео на YouTube, - «Обойдитесь без религиозных комментариев, пожалуйста!».

Будучи настоящим волшебником спецэффектов, Трамбалл объяснил, почему он не доверяет компьютерным эффектам и предпочитает «органические»: жидкости и дымовые машины, как в фильме Малика. Это должно было быть таинственно и прекрасно. И это должно было получиться случайно. Что ж, я бы сказал, получилось.

3. Фильм Кена Рассела Измененные состояния

image Click to view


Кен Рассел (также известный, как «британский Феллини») прославился своими эксцентричными историческими фильмами (Влюбленные женщины, Любители музыки). После чего он переключился на научную фантастику и в результате снял совершенно безумный фильм.

Как и в Древе жизни, наркотические эффекты в Измененных состояниях связаны с органикой и микрокосмосом. Фильм рассказывает об ученом из Гарварда, который проводит эксперименты на себе с помощью галлюциногена. Будучи верным духу 80-х, Рассел добавил в фильм почти обнаженную женщину и получил своего рода авангардный видеоклип в духе MTV. (Начиная с 1.04 и до конца фильм просто - не побоюсь этого слова - вызывает визуальный оргазм.)

4. Все 38 минут Торжественного открытия храма наслаждений Кеннета Энгера

image Click to view


Снятая в 1954 году эта кинопоэма Кеннета Энгера могла бы легко ускользнуть из поля зрения, если бы не ее наркотическая образность, которую затем, в 60-е, взяли на вооружение контркультурные режиссеры. Понять, о чем говорится в этой короткометражке, невозможно. На саундтреке звучит авангардное произведение чешского композитора Леоша Яначека «Glagolitic Mass», а на экране планеты выстраиваются в одну линию, а некие люди двигаются в искусственно освещенном театре. Мир этих персонажей может выглядеть примитивным и архаичным, но тут имеются по-настоящему наркоманские сцены.

5. Начальная сцена в Побудь в моей шкуре

image Click to view


Соедините потусторонние мелодии Мики Леви с абстрактными спецэффектами и атмосферной операторской работой Даниэля Лэндина, и вы получите этот - совершенно безумный и незабываемый - отрывок. В нем сталкиваются планеты (или глаза?), и пересекаются необъяснимые тени. (Мне показалось или это в самом деле напоминает логотип BFI?)

Отсылая к упоминавшемуся отрывку из Космической одиссеи (где планеты появляются из более крупных планет), это еще одно заслуженное сравнение Глейзера с легендарным Стэнли Кубриком. Хотя я подозреваю, что с формальной точки зрения эпизод Глейзера был сделан более простыми методами, чем дымовые машины Дугласа Трамбалла.

найдено в инете

Previous post Next post
Up