Завалялись в доме у пенсионерки Евгении Андреевны (Вия Артмане) две опостылевшие, до смерти надоевшие штуки - старый автомобиль и дочка Маша с умственной отсталостью (Ирина Розанова). Избавиться бы, а как?
Желательно бы, чтобы прилично всё вышло, без эксцессов с конфузами. Устала Евгения от жизни бурной, здоровья нет. А дом-то мужской руки требует - тут протекло, там отвалилось. Дочь помогает, конечно, но она ж не мужик.
Вия Артмане и Ирина Розанова в фильме "Катафалк" (1990)
А тут приходит какой-то малахольный (Андрей Ильин) - классический персонаж из присказки "дайте водицы напица, а то так кушац хочеца, шо и ночевать негде", и соглашается работать за еду и угол.
Ну что, руки у Саши вставлены правильно, работу свою исполняет неплохо. Ладно, пусть живёт. А он как старую машину увидел, так и замер - раритет! Ещё бы ездил, цены бы ему не было. Саша чинит тачку, починяет, будто дитё родное ласкает. Крутая тачка-то, солидная. Почти как у Штирлица.
Кадр из фильма "Катафалк" (1990)
Рядом Машка крутится, болтает всякое - развлекает. А Евгения наоборот - послушать хочет. Саша жалуется ей на тяжелое детство, на мать непутёвую. Ну и так, вообще - за жись рассуждает. И выходит у него, что та самая жись ужасно к нему, такому замечательному, несправедлива. Типа чего это кому-то всё, а кому-то ничо?!
Андрей Ильин в фильме "Катафалк" (1990)
Потом из малахольного в наглого превращается, покрикивает да хамит. Евгению её партийностью попрекает, а КПСС-то уже того, на последнем издыхании. Мужем тоже тычет покойным - ишь ты, с номенклатурным супругом всю жизнь барыней прожила. Так-то уже 1990 год был, когда фильм снимался, можно было поливать тот КПСС с той совдепией как угодно.
Надоело Евгении бред этот выслушивать, сама заговорила. Женись да женись на Машке моей. Чего тебе не того? Послушная будет жена твоя, верная, добрая. А что дура, так оно даже и лучше - не уведёт никто. Сашка и не знает уже, хохмить ему или материться. А тётка одно своё талдычит - детки-то, мол, здоровые родятся. Может быть.
Андрей Ильин и Вия Артмане в фильме "Катафалк" (1990)
Ха, говорит Сашка, ну ты удумала, ну ты даёшь. А она ему главный козырь-то и выкинула - всё ж твоё будет, как помру! И дом двухэтажный. И машина. Машина, ну!
И примолк Сашка со своими шутками-прибаутками, призадумался. Ещё бы. Влюбился он в тот ЗИМ по уши. И ведь починил уже, и кататься можно куда захочешь.
Андрей Ильин в фильме "Катафалк" (1990)
И вот смотрит Евгения из окна на тот ЗИМ, а там дочка её повизгивает да похихикивает. С Сашей. Того самого, да.
Потом побила она дочку-то, а как же. Они приличные же люди. Потом Сашу побила, потом он её.
Ну и пошли жениться Саша с Машей, куда теперь деваться-то? Сказано же - приличные люди все. Всё по-людски должно быть.
Ирина Розанова и Вия Артмане в фильме "Катафалк" (1990)
Ну, сели молодые в ЗИМ, поехали в ЗАГС. Потом мороженое стали кушать.
А Евгения решила помирать. Переоделась в чистое, улеглась на кровать. И пришла к ней смерть - в виде кошки.
А Маша-то ела-ела мороженое, да и уснула. Устала от всех событий. А Саша-то сел в тот прекрасный ЗИМ, да и поехал себе.
А Маша-то потом проснулась, конечно, и видит - нету Саши. И ЗИМа нету. А есть продавщица из киоска - фееричная Алика Смехова в боевом раскрасе и цыганских серьгах. Ну стали общаться.
Алика Смехова и Ирина Розанова в фильме "Катафалк" (1990)
А потом стали выть - Маша показала, как по-собачьи. И продавщица сразу научилась. Ну и завыли дуэтом, чудо как хорошо.
Автор - Елена Д.
Дебютный фильм Валерия Тодоровского по мотивам рассказа "Береги чужую жизнь - спасёшь свою" Фланнери О'Коннор. Сценарист - Марина Шептунова.
#пишукаждыйдень #тосамоелето