148. Кинематограф России - начало

May 31, 2023 16:34

Кино принесли в Россию, как и в большинство стран мира, братья Люмьер - уже 4 мая 1896 года (то есть, через четыре месяца после премьеры нового развлечения в Париже) Санкт-Петербургский театр "Аквариум" возвестил о "Синематографе братьев Люмьер". Через два дня аттракцион приехал в Москву, демонстрируя чудеса на Большой Дмитровке, в театре Солодовникова, через месяц чуду техники изумлялись посетители Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, а затем были Ростов-на-Дону, Киев, Харьков.



Санкт-Петергбург, театр "Аквариум", где состоялся первый в России киносеанс

Тогда же, в мае 1896 года операторы Люмьеров снимали коронацию Николая Второго. Царь отнесся к новинке благосклонно, запрета не наложил, хотя сам относился к этому с презрением, а царица, Александра, очень опасалась, что "киносборища" приведут к народным волнениям. Смешно, конечно, искать причину волнений в кинопоказах, но вот так.

Главное - не запретил.

Летом 1896 года после "пресс-показа" люмьеровских фильмов в московском театре "Эрмитаж" кино стало модным и популярным - зал "Эрмитажа" не пустовал никогда. Ну а коль есть спрос, то будет формироваться и предложение - столичный комик по фамилии Сашин приобрел камеру и сам начал снимать. К сожалению, ни одной ленты Сашина не сохранилось, но известно, что демонстрировались они в театре Корша, рядом с "Эрмитажем".



Сад "Эрмитаж", где состоялся первый кинопоказ в Москве

Зимой того же года, в декабре, открылся "Электрический театр", предназначенный конкретно для показа фильмов - шесть сеансов в день. Именно там, в Электротеатре, родилось словечко "тапер": пианисту во время сеансов приходилось не просто играть, а с усилием "бить" по клавишам, иначе музыку просто не было слышно из-за шума в зале. Отсюда и "le tapeur" (стукач).

Через несколько лет, в 1903 году, стали появляться настоящие кинотеатры, специализированные - и все они располагались в центре Москвы. Любопытный факт - рижанин Карл Алксне открыл летом 1905 года небольшой кинотеатр на страстном бульваре. В нём было всего 50 посадочных мест, а сам владелец одновременно работал и кассиром, и билетёром.

Алксне был человеком не только предприимчивым, но также умным и креативным - он позиционировал свой Электротеатр как место культурное и даже утончённое. Публика оценила и давала полные кассы. Не прошло и года, как Алксне сколотил достаточное состояние, чтобы перевезти свой Электротеатр в двухэтажный особняк, где смогли разместиться не только административные службы, но и новый зал, в три раза бОльший, уже на 150 человек.

Существовали, конечно, и бродячие гастролёры - точно такие же, как в Европе и США. Нужно было не так уж много денег, чтоб вступить в дело - небольшой электрогенератор, проектор, два десятка фильмов, еще некоторые мелочи. И вуаля - ты прокатчик. Переезжая с места на место можно не заботиться об обновлении репертуара катать одно и то же до тех пор, пока пленка окончательно не испортится.

Гастролеры "разъезжали" даже и по воде! Так, например, в 1906 году по Волге курсировала кинематографическая баржа предпринимателя Троицкого. Правда, прожила недолго - то ли водный способ был затратнее, то ли, что мне видится более логичным, прокатчик "срубил бабла", которое решил не вкладывать в закупку новых лент, а использовать для других целей.

Бум кинопроката в России начался в 1904 году, когда в Москве "поселился" филиал французской компании Пате. Предпринимателям больше не нужно было ездить за границу для закупки новых лент, даже посредников искать больше не приходилось - пожалуйста, приезжай к Пате и приобретай всё, что душеньке угодно на что хватит денег. Включая новинки.

Соблазнившись новым необъятным рынком, основала свой филиал в России и компания Гомон. Обе компании получили в итоге не только рынок сбыта, но и рынок идей: то есть, оперативную информацию о выдающихся событиях, о которых тут же снимали фильмы лучшие режиссёры компаний (да, именно отсюда "выросли ноги" у картин про события 1905 года, терактах и тп, которые мы с вами уже видели).

Собственно, большинство стационарных "кинотеатров" тоже были простенькими - годилось любое помещение, включая сараи, амбары и прочее: лишь бы крыша имелась. Полотняный экран прибивался к стене, рядом ставилось простенькое пианино, у противоположной стены - будка для киномеханика с проектором. Стулья - разномастные, стащенные едва ли не с помоек, а то и вовсе без сидячих мест (сеансы обычно шли минут 15-30, можно и постоять).

Вот теперь пора и про Ханжонкова - ведь он впервые увидел синематограф как раз в 1905 году. Это произошло в Ростове-на-Дону, место действия - Электробиограф Штремера на Большой Садовой 5. Как раз такой, как описано выше.

Само здание не сохранилось, есть только вот такое фото. Здание, в котором располагался Электробиограф - справа, где вывеска "Мануфактурный магазин"



Ростов-на-Дону, справа - Мануфактурный магазин, размещавшийся в доме почетного гражданина города Грибанова

Картин на том сеансе было четыре, Александр Алексеевич описал их позже в мемуарах:

"Зачарованные зрители не могли налюбоваться на «Прибой в в Тихом океане». Картину «Подходящий поезд» зал встретил бурно, с восклицаниями и плохо скрываемым страхом. Еще бы! Локомотив, выбрасывая пары, мчался 'по экрану прямо на зрителя! Комическая «Муха» вызвала веселый смех и рассеяла страх. Представьте себе жирную физиономию комика, который делает примасы, стараясь языком и губами поймать муху, ползущую по его носу...

И, наконец, гвоздь программы - «Точильщик». Кухарка решила наточить нож. Ее воинственный вид так испугал точильщика, что он бросился от нее прочь, сметая все на своем пути. Начинается погоня. Тут и коляска с ребенком, и стая гусей (это среди города!), и торговки с разными товарами, и газетчик, и дама в модной шляпе с перьями. И все они мчатся за точильщиком и кухаркой... Сеанс окончен.

Я вышел на улицу опьяненный. То, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия..."

Кстати, обнаружил любопытный момент.
Вот Ханжонков рассказывает о биографе Штремера: "...в центре города долго пустовало помещение мануфактурного магазина. Вдруг на окнах его появились большие плакаты с надписью: «Здесь на днях, после ремонта, откроется биограф Р. Штремер».
Весь ремонт заключался в двух весьма несложных операциях: освобождение магазина от полок и прилавков и изолирование помещения от дневного света. Когда над входом в этот магазин засветилась гирлянда разноцветных электрических лампочек, то гулявшая по Садовой улице публика двинулась в биограф столь интенсивно, что скоро потребовалось вмешательство полиции для наведения порядка. У кассы на улице была толчея и давка. Сеанс продолжался 20-30 минут. Из «зала» зрителей выпускали через черный ход".

Если о ходе первого сеанса Александр Алексеевич мог знать потому, что присутствовал на нём, то откуда ему известно о ремонте и его подробностях?

Оказывается, с 1903 года часть этого дома принадлежала его матери, Параскеве Сергеевне Ханжонковой. Причем, не просто часть дома, а фотоателье. В 1905 году Александр еще служил в армии. То есть, он приехал к матери на побывку - и аккурат в то самое время Штремер открыл своё заведение. Причем, уже в самом начале 1906 года Штремер переехал в помещение попросторнее.

Таким образом, Ханжонков попал на сеанс довольно случайно: приедь он к матери немного раньше или немного позже - ничего бы не увидел. И неведомо - когда бы увидел, и смог ли бы  начать своё дело, скажем, годом или даже не одним позднее...

***

Продолжение, естественно, следует - ведь это только самое начало кино в России!

#учуськаждыйдень #всемвесна

всемвесна, #учуськаждыйдень, #всемвесна, учуськаждыйдень

Previous post Next post
Up