Действие изумляет с самого начала - является это посетитель в дом престарелых и просит допустить, значит, в номера. Родственница у него тут, такая-то и такая-то.
Нянечка (Валентина Сперантова) заявляет, что к данной даме отродясь никто не приходил, а потому нечего тут. Приглашения-то нету у посетителя, вот какая незадача. А потому нет и нет, не пущу. Нянечке скучно и заняться явно нечем, она заводит разговоры, нахваливает ту даму - уж такая шустрая да активная.
Посетитель (Николай Анненков) явно болен, едва держится на ногах, но ответ один - неприёмный день нынче, а потому пущать не велено. Уж дядечка ей и так и этак - бывший муж, мол, я, давно мы в разводе. Нянечка недоумевает - как это мы тута ничего об таком факте не знаем? Чо это она нам не доложилася, что замужем была?
Новосёлов (Николай Анненков), кадр из фильма-спектакля "Фиалка" (1976)
Посетитель смотрит на неё как побитая собака, пытается объяснить, что трудно будет ему добираться сюда еще раз, болен он тяжело. Цербер вдруг проявляет невиданное милосердие и предлагает снять верхнюю одежду. И ждать, чего на этот счёт изволит сказать начальство.
В данном интернате-то строгости как в воинской части. Или, скажем, на оборонном заводе - всяк невиданный ранее гражданин уже под подозрением как потенциальный нарушитель закона, и вообще поди шпион.
Нянечка - многократный победитель всех соревнований по бдительности - даже не взяла апельсины для дамы. Да ни за что, да как можно, у нас тут контингенту ежедневно витаминки выдают свежие!
Ну, дальше выясняется, что тот старый бывший муж когда-то совершил невиданную подлость по отношению к прекрасной и замечательной супруге своей Кате. Мало что сбежал к молодой красотке, так ещё и оклеветал жену перед судебным следователем.
Непонятно, почему разводами ведал целый следователь, и какие такие показания следовало давать. Типа такая-сякая моя супружница, с низкой моральной нравственностью, а потому требую, значит, развести нас поскорее? Видимо так.
А Катя-то была революционеркой, пламенной и преданной делу Ленина до последнего волоска. И до сих пор она несгибаемая, и по сию пору чужды ей сантименты, и даже с бывшим своим поначалу не захотела встречаться, хотя вроде бы давно наплевала и забыла. А нет, ничего не забыла, дотащила до старости ненависть и презрение.
Внешне её жизнь полна и насыщенна - она заведует партийной организацией дома престарелых, натаскивает студентов по идеологическим дисциплинам. Лучше всего это у неё получается - натаскивать.
Нянечка (Валентина Сперантова), кадр из фильма-спектакля "Фиалка" (1976)
Стала нянечка уговаривать бабу Катю (Елена Шатрова) спуститься вниз и пообщаться с тем подонком и мерзавцем. А то прямо жалко деда, того гляди помрёт. Бабкатя поломалась для порядка, но пошла, чёрт с ним.
Диалог состоялся между ними совершенно дивный - дедулька просит прощения за грехи, а то помирать будет тяжко ему, немного уж осталось. А бабулька старательно втолковывает, что без разницы ей то прошлое, однако ничего она не забыла и не простила.
У них ведь как всё начиналось-то - Катя однажды выбрала себе сельского парня для перевоспитания. Высокий был, видный, правда малограмотный, ну так учиться, учиться и учиться! Она старше на десять лет, а потому взялась руководить его жизнью.
Помогала учиться на рабфаке, потом заставила институт закончить, написала за него дипломную работу. Потом он начал делать карьеру, а она составляла его доклады. Муж научился ловко заводить нужные связи, чуял звериным нюхом лёгкие пути и нужных людей.
Заматерел Иван Новосёлов, пошёл в гору, стал директором института - администратором на ниве добывания разных дефицитов. Иногда мог ляпнуть какую-то нелепость, но жена-то всегда рядом была, тут же и поправляла. Муж был для неё объектом приложения сил, она лепила из него то, что ей виделось в мечтах, так и сказала. Он был, разумеется, партийным, перспективы открывались лучезарные.
А потом встретил молодку-красотку, голову потерял и всё пошло прахом.
Вот только красотка оказалась чудовищем - сняла сливки, да и была такова, напоследок написав на мужа телегу кому следует: взятки, мол берет и прочее. Факты подтвердились, из партии его попёрли, выгодную должность тоже, разумеется, потерял.
А всё молодая жена! Позорила его всюду, вела себя как падшая женщина, даже анекдоты про Новосёлова стали слагать на предмет его рогатости.
Ну и вот, рассказывает жене Новосёлов о своей красотке, а Бабкатя кривится на эти мерзости, морщится, язвит. Услышав, что ныне бывший муж проживает на одну пенсию и продаёт просфорки да свечки в церкви, и вовсе возмущённо вскакивает и велит выйти вон.
Так, значит, и велит - оставьте меня, поганый вы человек, оставьте. Не помогают, разумеется, ни заклинания простить хоть перед смертью, ни просьбы о милосердии. И даже на похороны она к нему не пойдёт, вот так.
А почему она Фиалка-то - а это была её такая партийная кличка во времена революционных смут. Ну так осталась она навечно революционеркой несгибаемой и стойкой, хоть и Фиалка.
Спустя время ей сообщили, что Новосёлов-то помре таки. Весна, всё журчит и расцветает, а он вот настроение портит. Нянечка закудахтала и крыльями захлопала - пойдите да пойдите на похороны-то, как же иначе-то, нехорошо.
И Бабкатя сперва вредничала, а потом совсем уж было собралась - да призадумалась. Пошла наломала вербы и вернулась. Не могу я, говорит, пребывать в той церкви да с колокольным звоном, фу-фу, ни за что, не дождётесь.
Ну как же - Новосёлов оказался приспособленцем, примазавшимся к великому делу революции, а она не разглядела в нём гнилого нутра. И даже дала ему рекомендацию в партию, кошмар!
Екатерина Герасимовна Новосёлова (Елена Шатрова), кадр из фильма-спектакля "Фиалка" (1976)
Даже странно, что когда-то Катя училась в гимназии, а потом на Высших женских курсах в Москве. Это позже она прониклась делом борьбы с проклятыми буржуинами, и понесло её по фронтам Гражданской войны - в политотделах перековывала разных сомневающихся.
Так и непонятно в итоге, чего она вызверилась-то настолько, чтобы всю жизнь помнить обиды на бывшего и даже не пойти проводить в последний путь? То ли потому, что променял на молодую и красивую, то ли по причине гнилого нутра и предательства дела Ленина и партии. Думается, причина в другом - она вкладывалась в него по полной программе, а он не оправдал надежд и чаяний.
Если бы он не подал на развод, она сама бы его бросила - за несоответствие идеалам. Тогда было бы правильно.
Ну и наконец Бабкатя пафосно просит прощения у зрителей за то, что она его не простила. Зритель должен, разумеется, её простить и предать анафеме память о проклятом бывшем муже.
И неважно, что за много лет Бабкатю так никто и не навестил...
Автор Елена Д.
Режиссёр телеспектакля "Фиалка" - Виктор Турбин, в основу спектакля лёг одноименный рассказ Валентина Катаева.
Текст от автора читает Александр Кутепов.
#10историй #всемвесна