Жил-был не то, чтобы паренёк, а молодой мужчина. Олег Лебедев. И всё у него, вроде, было в порядке - физик, младший научный сотрудник, работает в некоей лаборатории, у начальства на хорошем счету - и премию в размере оклада дали, и жилье предоставили.
Олег Лебедев (Владимир Рецептер), кадр из фильма "Лебедев против Лебедева" (1965)
Комнату в коммуналке, правда, а не отдельную квартиру, но всего один сосед (точнее - двое: семейная пара).
И девушка у него есть.
Но и проблема тоже есть: очень уж Лебедев нерешительный. Да что там, прямо скажем, - трусливый. Всего боится, прикрывая страх рациональной благоразумностью. Добиваться важного не умеет. И еще стесняется говорить "нет".
Какой-то некрасивый портрет вырисовывается, не правда ли? Вот и самому себе Олег совсем не нравится - каждый раз, сталкиваясь с ситуацией, когда нужно проявить решимость, он мысленно-то - ого-го!
И хулиганов запросто на место ставит, и склочному соседу отпор даёт, и с девушкой знакомится, и на работе кумовство пресекает, и...
В общем любо-дорого и совсем не стыдно перед тем мальчишкой из детства, который храбро шёл драться с превосходящим по силе противником.
Кадр из фильма "Лебедев против Лебедева" (1965)
Однако каждый раз, когда Олег собирается сделать что-то решительное, в дело вступает его альтер-эго, Лебедев-внутренний, и "разъясняет" - почему не надо ничего делать.
Л. Лазарев в журнале "Советский экран" (№ 1, 1966 год) писал:
У Владимира Рецептера Лебедев вовсе не трус, его нерешительность, его «рефлексия» объясняется другим: в силу известных обстоятельств он утратил веру в то, что его вмешательство может что-нибудь изменить в окружающей действительности, он смирился с участью маленького человека, от которого ничего не зависит, с мнением которого не считаются.
Но... на мой взгляд, ничего подобного там нет. Может, Рецептер и задумывал показать героя именно так, но то, что заложено в сценарии, актёрской концепцией изменить можно далеко не всегда.
Дело в том, что далеко не "утрата веры" сдерживает Олега, а его врожденные особенности. Посмотрим внимательно: ведь Лебедев флегматичен, интровертен, склонен к рефлексии...
Все мы встречали таких людей - у них просто нет той внутренней энергии, которая наполняет, скажем, экстравертных сангвиников. У тех рефлексия такого рода если и случается, то уже потом, при размышлениях "а как можно было сделать лучше?".
Кадр из фильма "Лебедев против Лебедева" (1965)
Вот Валька Смирнов (Алексей Эйбоженко) и Борис (Михаил Державин) - полные противоположности Олега; они с лёгкостью делают то, что неподъёмно для Лебедева: и склочника на место могут поставить, и с девушкой познакомиться, и справедливость защитить.
Притом - без рефлексий и казней самого себя.
А Олегу, даже когда он мечтает о действиях, и в голову не приходит, что многие вопросы можно решить без перебарщиваний, без драк и оскорблений.
И тут мы возвращаемся к Лебедеву-мальчику, который свои проблемы решал... дракой. Да, храбро. Но дракой - потому что нормально договариваться не умел.
Теперь мальчик вырос, кулачные разборки перестали быть уместными, а другого он не умеет - и никогда не научится. Просто в силу темперамента. Ну, не может он быть лидером, а лучшее для него - быть в группе поддержки у таких, как Валька и Борис.
И учиться, хотя бы, говорить "нет" - это-то ему под силу...
Режиссёр фильма "Лебедев против Лебедева" (1965) - Генрих Габай, сценарист Феликс Миронер. В фильме также снимались Наталья Зорина, Леонид Броневой, Георгий Слабиняк, Лев Дуров и другие.
#10постовпроекта #всемвесна