Фильм получил первый приз и диплом за лучший фильм для детей и юношества XV Всесоюзного кинофестиваля (1982, Таллинн), Гран-при МКФ (1982, г. Мангейм, ФРГ), Государственную премию Украинской ССР им. Шевченко (1986). Премьера состоялась в апреле 1982 года.
Фильм снимался в Таганроге, в таком интересном здании, которое там называется "круглым домом". Этот дом так и будет основой всего фильма, местом, где будут крутиться и вариться герои, события, время.
Время послевоенное, жить нелегка, но все как-то тянут свои тяготы, мирясь и ссорясь, надеясь, обижаясь, прощая.
Ваня в детстве (Эдуард Соболев), кадр из фильма "Ночь коротка" (1981)
Люди, оставшиеся в живых, уверены были, что сразу после победы жизнь наступит лёгкая, радостная, весёлая. Будет еды вдоволь, будет любовь, исполнятся все желания. Но почему-то по-прежнему приходится туго, всё так же тяжко, через силу и страдания выживают, ищут свой путь если уж не к счастью, так хоть к покою и разумности.
Мальчик Ваня (в детстве - Эдуард Соболев, взрослый - Сергей Канищев) ждёт возвращения отца, который то ли погиб на войне, то ли пропал без вести. Он отказывается верить в его смерть, он в каждом мужчине видит папу. Даже вора квартирного принимает за отца, плачет и не может поверить, что опять ошибся.
Ване выпало взрослеть среди взрослых, которые ранены - кто физически, кто душевно. Плохая компания, первая любовь, фронтовой друг отца с дивным именем Меркурий (Иван Охлупин), который всегда приходит на помощь в самую трудную минуту. И всё время дом, дом, который являет собой целый мир, пусть и совсем небольшой, и почти замкнутый.
Меркурий (Иван Охлупин), кадр из фильма "Ночь коротка" (1981)
А Ване повезло в том, что он упрямо верил в счастье, пусть и не всегда это осознавал. Он всегда знал, что всё наладится и обязательно изменится к лучшему. И как страна восстанавливалась после страшной войны, росла и мужала, так и Ваня из ребёнка превращался в юношу, креп и набирался ума.
Взрослеть приходилось раньше срока, такое уж было время. Тётка (Наталия Селиверстова) любила его как родного, Меркурий являл собой пример доброты и мудрости - это и спасло парня от падения в пропасть, из которой нет возврата. Именно этот натерпевшийся невзгод и боли человек стал в итоге самым главным, самым дорогим для Вани Голубенко, глупого и вздорного хулигана.
Меркурий внушил ему простую истину о том, что жить следует достойно и честно, что у каждого из нас, даже самого, казалось бы, никчёмного и безнадёжного, есть в этой жизни предназначение и своя дорога, идя по которой не пропадёшь, не сгинешь в мерзости и тлене.
Повзрослевший Иван (Сергей Канищев), кадр из фильма "Ночь коротка" (1981)
Но вообще такое впечатление, что это кино снималось не столько для всех зрителей вообще, сколько для ностальгирующих по тем временам сценариста, режиссёра и других - тех, кто жил именно там после войны, в том круглом доме и его окрестностях. Или подобных.
Много сцен откровенно странных, хоть и трогательных, - скажем, едет девушка в кузове грузовика и играет на пианино.
Или соседи дружно и слаженно накрывают безупречно ровный и длинный стол, собранный из отдельных столиков, синхронно его накрывают, так же синхронно его окружают - и наступает молчание.
Дом, кадр из фильма "Ночь коротка" (1981)
Так же молча усаживаются, выпивают и закусывают. А потом звучит Шульженко со своим синим платочком, и все такие парами танцуют красиво и слаженно.
Там вообще в каждой квартире патефоны и песни, музыка, танцы. Подружка Алина копия Мальвины - такая же чистенькая, безупречно-нарядная и говорит взрослыми словами.
Старательно подобран антураж из тех времён, бытовые мелочи, характеризующие именно послевоенный юг. Создана этакая коммуна, этакий одесский дворик с тётями Сонями и дядями Мишами, где все знают друг о друге даже то, о чём и знать-то ни к чему.
А тётю можно похвалить - она как придумала легенду о папе, который жив, просто пока не может приехать, так и придерживалась её до конца. Парень верил в отца и ждал его, эта легенда и помогла ему не пропасть. Но в итоге привык к Меркурию и даже написал про него сочинение на экзамене.
Ну и, конечно же, в фильме то и дело звучит Глюк - фрагменты из "Орфея и Эвридики", которые заезжены в фильмах "про раньше" просто уже до невозможности.
Автор Елена Д.
Режиссёр фильма "Ночь коротка" (1981) - Михаил Беликов, сценаристы Владимир Меньшов и Михаил Беликов
#10постовпроекта #всемвесна