В 1905 году в лидерах, так сказать, проката - Мельес, Портер и Гастон Вель (как сам по себе, так и в содружестве с другими французскими режиссёрами).
В целом за год я не обнаружил каких-то очень выдающихся фильмов, про который мог бы сказать ВАУ!, но зато очень сильно повысился уровень вообще. Уже в 1904 году мы можем видеть этот повышенный уровень, но 1905 снова повышает планку - всё больше создается фильмов, в которых внятно рассказывается история (а не просто показываю комические сценки и зарисовки).
Соответственно к отбору роликов, с которыми знакомлю вас, я подошёл очень критично - и многое "простейшее" оставил за "кадром".
Ну а теперь отправимся смотреть работы Эдвина Портера
Клептоманка / The Kleptomaniac (США)
Режиссер Эдвин С. Портер
Фильм о несправедливости Фемиды. Когда богатая дама крадет безделушки - это называют клептоманией, и даму никак не наказывают. Когда бедная женщина крадёт хлеб для своих голодных детей. Сама аллегорическая Фемида при этом приоткрывает глаз, а мешок золота на её весах перевешивает хлеб.
Считается, что это самый радикальный фильм Портера, а некоторые кинокритики рассматриваю его как прешественника всех фильмов на социальные темы. Насчет радикальности у Портера - соглашусь, а вот социальные темы в кино поднимаются уже не первый год,
В Каталоге богатая дама имеет имя - миссис Банкир, что проводит неявную параллель - предполгается, что зрители её поймут: пока жена безнаказанно ворует в магазинах, её муж-банкир ворует в банке, защищенный законами.
Также нашёл упоминание, что здесь имеется первый пример параллельного монтажа, но это не только не так, но даже странно, что такое мнение вообще могло возникнуть у кинокритиков, посколько к 1905 году такой монтаж встречался уже не раз и не два, в том числе и у самого Портера.
Click to view
Семь возрастов / The Seven Ages (США)
Режиссер Эдвин С. Портер
Комедия по мотивам пьесы Шекспира "Как вам это понравится" , точнее - по мотивам монолога "Весь мир театр... ". Я процитирую начало:
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
Портер в фильм "Семь возрастов" иллюстрирует монолог в несколько комедийном ключе.
Сначала плачущему младенцу девочка приносит бутылочку и целует его.
Затем маленький мальчик пытается поцеловать такую же девочку.
Целуются подростки, симпатизирующие друг другу. И так далее.
В последней сцене (старики) испольузется специальный прожектор - считается, что это первое применение направленного света в кино. Кадр с камином входид в "копилку" выдающихся кадров.
Click to view
Маленькое ограбление поезда / The Little Train Robbery (США)
Режиссер Эдвин С. Портер
Самопародия (на фильм "Большое ограбление поезда"). Здесь грабители - подростки, а грабят они состав на детской железной дороге. Конечно, никаких кровавых драм нет, добыча "бандитов" - конфеты и игрушки, но полиция и погоня вполне себе настоящие. Почти.
Click to view
#учуськаждыйдень #всемвесна