39. Романс "А напоследок я скажу"

Apr 08, 2023 09:11

Конечно же, из фильма "Жестокий романс" (1984) Эльдара Рязанова. Который в моем личном "табеле о рангах" занимает первое место среди фильмов всех времён и народов. На мой взгляд, именно так и нужно экранизировать пьесы - дополняя эпизодами, прямо вытекающими из повествования, и заменяя ими долгий разговоры персонажей о прошлом.

Пресса тех лет приняла фильм в штыки, обвиняя, в том числе, глумлением над Островским. Один из критиков, Евгений Сурков, возмущенно писал, что Лариса "попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему". Как он умудрился увидеть в фильме Рязанова только это - я искренне не понимаю. Но понимаю, что только одна эта фраза показывает его как человека пустого и поверхностного.



Кадр из фильма "Жесокий романс" (1984)

Потому что годы, прошедшие со времени написания пьесы, изменили массовое сознание - и поход в ресторацию, как это было в оригинале, не вызвал бы никакой бури в душе зрителей, а потому финальная драма Ларисы казалась бы надуманной и глупой. "Ну и что, - пожал бы плечами зритель, - подумаешь, в кабак сходила, что такого-то! В чём тут "безбожность"?" И нет, это совсем не про то, что зритель был глупым и не знал реалий времён Островского, а в том, что эти реалии всё равно воспринимались через призму современности.

Вызывал негодование и Паратов, который показан не столько подлецом и мерзавцем, сколько легкомысленным, но действительно влюбленным и запутавшимся. В отличие от Паратова из фильма "Бесприданница" (1936) Якова Протазанова, не только не любившего Ларису, но и особо не интересовавшегося ею - девушка сама "бегала" за красавцем. У Рязанова нет и карикатур, как у Протазанова, - у него совершенно живые люди, каких мы с вами сейчас вполне можем наблюдать вокруг себя.

И тогда, в 1984 тоже могли наблюдать - просто это были не купцы и бесприданницы, но... тоже были. И хозяева жизни, и те, кто к хозяевам желал прибиться хоть тушкой, хоть чучелком.

О самом фильме (точнее, сравнительный анализ его с "Бесприданницей") я писал ранее, вот здесь.

Музыка Андрея Петрова, стихи Беллы Ахмадуллиной. В кадре - Лариса Гузеева в роли Ларисы, за кадром - Валентина Пономарёва.

image Click to view



#всемвесна #92мелодии

#92мелодии, 92мелодии, всемвесна, #всемвесна, Эльдар Рязанов

Previous post Next post
Up