Фантасмагории Робертсона

Dec 04, 2022 11:16

Следующий крутой парень, внёсший свой вклад в "доисторический" кинематограф, - Этьен-Гаспар Робер (Робертсон - псевдоним), бельгийский (вообще-то, конечно, не совсем бельгийский, так как родился в княжестве Льеж, принадлежавшем Римской империи, и которое только потом-потом территориально стало Бельгией) учёный, преподаватель, художник, шоумен и в целом разносторонне одарённый человек.



Демонстрация призраков с помощью Фантаскопа Робертсона

Биографию его я пересказывать не буду, ибо не планирую длиннющих простынь (а короче про Робертсона не получится, он реально выдающийся человек), да и тема моя - кино.

Так вот, в начале 1790-х Этьен-Гаспар побывал на представлении Поля Филидора, который, используя проектор и иные механизмы показывал шоу с призраками и прочими страшилками. Всё это не было уже совсем уж новинкой, подобные представления уже появлялись, но, конечно, никто не раскрывал секреты используемых механизмов.

Поскольку наш герой занимался, в том числе, оптикой (и Кирхера тоже читал), он быстро понял - как это всё делал Филидор. Однако Робертсон пошёл дальше - он усовершенствовал аппаратуру, внедрив возможность менять размеры изображения, проецировать несколько "картинок". Свой прибор Этьен-Гаспар назвал Фантаскопом. Кроме того, будучи художником, он мог нарисовать всё, что возникало в его фантазиях, включая реальных исторических лиц.



Демонстрация призраков с помощью Фантаскопа Робертсона

Но показывать шоу даже с такими усовершенствованиями ему было не слишком интересно, полёт его фантазии не удовлетворялся повторением того, что уже делали другие. И Робертсон придумал целый спектакль - с чревовещателями и разнообразными оптическими иллюзиями, а позже отказался от обычных выступлений и перенес шоу в полуразрушенный монастырь.

Зрители, идущие на представление, включались в атмосферу еще по дороге - их сопровождали необычные звуки, иллюзии, в самом зале Робертсон под краткую лекцию о жизни и смерти демонстрировал эффектные химические опыты, а потом начинал собственно шоу. Он писал: "Я удовлетворен, только если мои зрители, дрожа и содрогаясь, поднимают руки или прикрывают глаза из страха перед призраками и дьяволами, несущимися к ним".

Сохранились отзывы зрителей, посещавших шоу Робертсона, вот один из них.

Ровно в семь часов я находился в павильоне Эшикье в обществе сотни сограждан, когда в комнату, где мы сидели, вошел бледный, худой человек и, потушив свечи, сказал: "Граждане, я не из тех шарлатанов, которые, подобно Каллиостро, претендуют на сверхъестественные силы, и опыты мои исключительно научного характера. На страницах газет я обещал публике возродить к жизни умерших, и я сделаю это. Тем из присутствующих, кои пожелали бы увидеть тени дорогих и близких для них умерших, стоит лишь сказать слово, и я исполню их желание".

После этих слов наступила жуткая пауза. Ее нарушил порывистый человек со сбившимися волосами и серьезными печальными глазами. Вскочив на скамью, он воскликнул: "Так как официальные газеты отказали мне в просьбе почтить память Марата, я был бы рад увидеть хотя бы его призрак".

Робертсон вылил на огонь находившейся тут же жаровни каких-то эссенций, бросил туда два номера "Газеты свободных людей" и один номер "Друга народа", и среди дыма сгорающих эссенций появился бледный призрак человека в красной шапке якобинцев.

Человек, по желанию которого был вызван призрак, по-видимому, узнал в нем Марата и бросился вперед, чтобы сжать в объятиях любимого вождя, но призрак печально улыбнулся ему и исчез. Вызывали также знаменитых людей - Вольтера, Мирабо, Руссо, Лавуазье; но чаще всего - Робеспьера, который вставал из могилы и исчезал в воздухе при блеске молнии



На могильном памятнике Робертсона также запечатлён эпизод из его шоу

#учуськаждыйдень #зимавместе

#учуськаждыйдень, зимавместе, #зимавместе, История кино, учуськаждыйдень

Previous post Next post
Up