Во-первых, мне непонятно - почему фильм был... ну, не запрещен напрямую, но очень ограничен в прокате. Ничего крамольного в нём нет, и те причины, о которых пишут, не видятся мне серьезными. Мелковато для такого прессинга.
Как будто из другого времени, да? Кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Скорее всего, кто-то из руководства студией очень сильно завидовал яркой Муратовой, которая в своем дебютном фильме сумела сделать нечто такое... что фильм смотрится так, будто подглядываешь за реальными живыми людьми.
Во-вторых, занятное совпадение - в последнее время мы на канале обсуждаем отношения Катерины и Гоши ("Москва слезам не верит"), а ведь в "Коротких встречах" тот же самый конфликт: женщина по служебному положению выше мужчины.
Валентина (Кира Муратова) и Максим (Владимир Высоцкий), кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Но этот конфликт рассматривается несколько с другой стороны: не было бы высокого положения Валентины - она бы могла (теоретически) ездить вместе с Максимом. Однако есть момент, который наверняка имелся и у Гоши (с его первой женой) - презрение высокопоставленной жены к работе муже.
Валентина (Кира Муратова), кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Зато Максим не испытывает негатива к работе Валентины: наоборот, его устраивает, что она хорошо зарабатывает. А вот Наде при первом знакомстве заявляет, что буфетчица - "это не работа" и хвастается своими заработками.
Максим (Владимир Высоцкий) и Надя (Нина Русланова), кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
При этом сама Надя впоследствии презрительно отзывается о работе Валентины.
В-третьих, лично мне очень по душе вот этот формат "коротких встреч" - он ведь не только о том, что героини встречаются со своим возлюбленным урывками, но и о жизни вообще.
Кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Жизни, состоящей из коротких встреч с самыми разными людьми, каждый из которых что-то добавляет или отнимает. На мой взгляд, фильм так хорош именно из-за насыщенности эпизодами, вроде бы ничего не добавляющими к основному сюжету.
Кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Сюжету они не добавляют (на первый взгляд), но зато наполняют фильм жизнью, делают его осязаемым и реальным.
Кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
И волшебны, конечно, все, сыгравшие в этих эпизодах: и подруга Нади, и "плоскостопый" парень из деревни, и девушка, берущая книги у Валентины, и старик в кафе, и гадалка, и люди, желающие поскорее переехать, и все-все-все остальные.
Кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Я могу пересматривать фильм сто раз уже только из-за этих эпизодов.
В-четвертых, а вы заметили, как занятно обыграно сравнение Максима геологов с ковбоями? Вот он Валентине говорит об этом. А вот он появляется в буфете, где работает Надя, - точь в точь как в классическом вестерне появляется на забытом богом ранчо пришлый ковбой, которой вносит сумятицу.
Надя (Нина Русланова), кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Буфет - как фронтир, откуда Надя отправляется в "метрополию", которая, впрочем, также оказывается фронтиром, где неутомимая Валентина бьется за превращение оного в метрополию, борясь и с упрямыми обитателями, и с очень медленным течением времени.
В-пятых, Муратова говорила:
Называю «кухонными», но это не ругательство, это просто жанр, определение. Сидели с тетей Машей и дядей Ваней на кухне, дядя Ваня говорит, интересно говорит, и Маша ему отвечает. А кто-то подслушивает за дверью. И так далее, и пошло-поехало - кто за кого замуж вышел, а кто остался беременным. То, что можно рассказать так: а знаешь, что было на самом деле? Так я тебе скажу. Это хорошее кино, оно как-то повторяет все, и бывает очень хорошо, а иногда просто замечательно.
Именно таким "кухонным" и является фильм "Короткие встречи".
Вот однажды поздним вечером к ответственному работнику Валентине пришла незнакомая деревенская девушка Надя.
Надя (Нина Русланова) и Валентина (Кира Муратова), кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Валентина так поняла, что она пришла наниматься в домработницы. А Надежда, у которой явно были совсем другие причины появления, сначала домой хотела уехать, а потом осталась.
И пошло-поехало: а знаешь, что было на самом деле? Так я тебе скажу.
Максим (Владимир Высоцкий) и Валентина (Кира Муратова), кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Причем, истории о том, что и как было на самом деле, воспринимаются как некие параллельные Вселенные, в которых это всё происходит одновременно.
Нет, конечно, мы понимаем, что это мысленное возвращение героинь к встречам с Максимом, но воспринимается - у меня, во всяком случае, - как условно одновременное.
Надя подходит к дому Валентины, кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
И финальная закольцованность сюжета в том числе и поэтому вызывает восторг - да-да, именно так и должно было быть: звонок Нади в дверь из одной Вселенной в другую.
Как же это классно!
В-шестых, время (точнее так - Время) присутствует во всей ткани фильма, ибо все герои живут в некоем межвременьи, как будто застряв в нём.
Валентина (Кира Муратова) и Максим (Владимир Высоцкий), кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Кто-то не может сделать выбор, кто-то сделал его - но нечто не пускает в новую реальность, кто-то органично вписывается в него и так далее.
Только Надя сумела найти путь к себе - причем, каждый из её окружения чем-то помог в этом: даже пустопорожняя речь Валентины, которую девушка уничтожила, внесла свою лепту.
Пройдя через всё это, Надежда поняла - в чем для нее настоящее, ценное, любимое, важное.
Надя (Нина Русланова), кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
Она готова пойти навстречу другому будущему и, в том числе, навстречу самой себе, неведомо зачем пришедшей в этот дом. Тогда - неведомо, а сейчас-то она уже знает.
Но апельсинчик на память берёт: как символ того, что это всё было в реальности, а не придумано. И взрывная музыка Каравайчука - как "Ода к радости" - передает ощущение шальной решимости жить по-другому. Не в межвременьи, не в параллельной Вселенной, а здесь и сейчас: ярко и с пользой.
Кадр из фильма "Короткие встречи" (1967)
#91лытдыбр #делобылоосенью