Мартин Скорсезе "Алиса здесь больше не живёт" / Alice Doesn't Live Here Anymore (США, 1974)

Aug 09, 2022 21:57

Считается, что фильм "Алиса здесь больше не живёт" выпадает из творчества Скорсезе, поскольку тема не его, герой не его, стилистика не его. На первый взгляд, это действительно так - три первых работы режиссёра являются криминальными историями, герои - парни, ищущие себя в мире криминала. Жёстко, с драками, стрельбой и кровью. А тут вдруг почти камерное роад-муви с самой обычной женщиной (не красоткой, не молодой, не талантливой, да еще и обременённой сыном). И события с ней случаются достаточно обычные.



Алиса ( Эллен Бёрстин), кадр из фильма "Алиса здесь больше не живёт" / Alice Doesn't Live Here Anymore (США, 1974)

Что же здесь от самого Скорсезе, ведь, как мы помним, ранее он прислушался к совету никогда не снимать по неизвестным ему темам?


И здесь я задам вопрос - ну а что ему было делать? Продолжать эксплуатировать криминальную тематику в том же ключе? Те же юные парни и их разборки? Но повторяться - скучно. Если окинуть взглядом всю фильмографию режиссёра, то мы увидим, что он постоянно экспериментировал, меняя темы и героев, а возвращался к криминалу только тогда, когда  у него появлялся новый сюжет и новый герой. Повторов нет.

Зато есть вторая любимая тема - шоу-бизнес. И третья - путь к успеху/ мечте. И четвертая - одиночество героя. И все эти темы "выросли" из "Алисы". Так что, не "выпадает" этот фильм, а ровно наоборот - открывает новые возможности и является пробой пера в новых направлениях.



Томми (Альфред Латтер), кадр из фильма "Алиса здесь больше не живёт" / Alice Doesn't Live Here Anymore (США, 1974)

Алисе 35 лет. Она жена и мать 12-летнего Томми, парня капризного и нереально истеричного, избалованного до невозможности. С отцом у Томми отношения плохие настолько, что в первые минуты фильма я думал, что там не отец, а отчим, которого паренёк изводит и пытается изгнать. Ну а мама всегда стоит на защите "робёночка" и не слишком-то ладит с его отцом.

"Я была бы счастлива, если бы мне сказал, что больше этих мужиков в глаза не уижу!" - заявляет в сердцах героиня, еще не зная, что совсем скоро ей придётся расширить познания в этой области: её муж погибнет, а сама она решится на переезд в далёкий город мечты Монтеррей. Почему именно этот? Потому что в детстве Алиса жила там и была уверена, что станет певицей - самой лучшей и самой популярной. Вот и настало время, по мнению женщины, воплотить мечту.

Всё продав, Алиса вместе с сыном усаживается в машину и едет навстречу своей мечте - американской мечте!



Алиса ( Эллен Бёрстин) и Бен (Харви Кейтель) , кадр из фильма "Алиса здесь больше не живёт" / Alice Doesn't Live Here Anymore (США, 1974)

С этого места любители остросюжетных, слёзовыжимательных, сказочных и тому подобных историй начинают недоумевать и скучать. Потому что ничего подобного не предполагается - Скорсезе отказался следовать путём шаблона, и зритель будет наблюдать как героиня взрослеет (да, несмотря на 35 лет, она оказывается инфантильной ничуть не меньше, чем её сын), решая задачи, которые раньше ей решать не приходилось: где взять деньги, где работать, где жить, с кем общаться, как общаться, куда пристроить сына и так далее.



Дэвид (Крис Кристофферсон), кадр из фильма "Алиса здесь больше не живёт" / Alice Doesn't Live Here Anymore (США, 1974)

Нет ничего странного в том, что Алиса хочет найти мужчину - она совершенно не феминистична (хотя и заявляла, что с лёгкостью обойдется одна), и ей очень хочется, чтобы кто-то взял на себя часть проблем, позволив ей снова быть просто домохозяйкой, как раньше. И меня удивляет, когда в отзывах на фильм пишут - мол, она готова в любые "штаны" вцепиться. Но не в этом же дело! А в том, что она одинока, и ей страшно в одиночку противостоять миру... Дело не в "штанах", а в отсутствии чувства защищённости при необходимости самой быть взрослой для своего сына.



Объяснение в кафе, кадр из фильма "Алиса здесь больше не живёт" / Alice Doesn't Live Here Anymore (США, 1974)

Добавлю, что фильм насыщен чудесными эпизодами, часть из которых является маленькими шедеврами (например, разговор с Дэвидом на глазах изумленных невиданным зрелищем посетителей кафе). Если решите смотреть (а я от души рекомендую), то не ждите экшена, наслаждайтесь размеренным течением жизни: жизни, которая очень похожа на реальную. Но главное, всё же, отношения Алисы с сыном. И их взросление.



Одри (Джоди Фостер), кадр из фильма "Алиса здесь больше не живёт" / Alice Doesn't Live Here Anymore (США, 1974)

Роль Алисы сыграла Эллен Бёрстин, за эту роль она получила Оскара (единственного в карьере). В роли ублюдка Бена уже известный нам по предыдущим фильмам Скорсезе Харви Кейтель, Дэвида сыграл Крис Кристофферсон, на тот момент более известный как кантри-музыкант, Фло - Дайан Ладд (премия BAFTA за лучшую роль второго плана). Томми - Альфред Латтер, отвязная подружка Томми - Джоди Фостер.

Сценарист Роберт Гетчел, воодушевившись успехом фильма, стал автором сериала "Алиса" - это не продолжение, а, скорее, история по мотивам. "База" в сериале - кафе, в котором героиня работает официанткой. Сериал был тепло принят зрителями (хотя, скорее, зрительницами) и продержался целых девять сезонов.

Фильмы про семью, Роад-муви, #летовместе, #62дняпроекта, Фильмы про подростков, Трагикомедия, 62дняпроекта, Фильмы США, 70-е, летовместе, Скорсезе

Previous post Next post
Up