"Айседора" / Isadora (Великобритания, США, 1968)

Jul 13, 2022 20:12

Второе название на русском  - "Любовники Айседоры" (видимо, для привлечения внимания зрителей :) Впрочем, такое название довольно точно отражает содержание фильма - он не столько об Айседоре-танцовщице, сколько об её отношениях с противоположным полом. Заявлено, что снято по книгам самой Айседоры "Моя жизнь" и Сьюэлла Стокса "Айседора Дункан: близкий портрет".



Айседора (Ванесса Редгрейв), кадр из фильма "Айседора" / Isadora (Великобритания, США, 1968)

В главной роли - Ванесса Редгрейв, которая за эту роль получила приз в Каннах и номинацию на Оскара. Сам фильм был удостоен призов за саундтрек и дизайн костюмов. Также вошел в десятку лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США. Режиссёр - Карел Рейш (на мой взгляд, наиболее известен по фильмам "Такова спортивная жизнь" и "Женщина французского лейтенанта"). Основных любовников Айседоры сыграли Джеймс Фокс (Гордон Крэйг) и Джейсон Робардс (Зингер). О Есенине я расскажу отдельно.

Еще из интересного: композитор - Морис Жарр; Жан-Мишель Жарр, которого у нас в 80-х знала каждая собака, - его сын. Заглавную мелодию из "Айседоры" исполняли оркестры Поля Мориа, Джеймса Ласта и даже у нас издали на пластинке-сборнике. 
Технически к фильму придраться почти невозможно: визуал на уровне, за костюмы приз дали совершенно справедливо, танцевальные эпизоды не утомляют. Но утомляет сама героиня... Причем, похоже, что авторы к стареющей Айседоре испытывали неприязь - уж слишком она противна: капризна, неадекватна, эгоистична и откровенно глупа. Допускаю, что именно такой режиссёр и хотел её показать, но даже для этого слишком много экранного времени отдано маловменяемой пожилой даме и слишком мало - танцовщице, завоевавшей практически весь мир.

Дело в том, что стилистически фильм построен как воспоминания: пятидесятилетняя Айседора диктует мемуары. Прием банальный и избитый, но грамотный - при его использовании к прошлому можно возвращаться дозированно, показывая отдельные эпизоды (и необязательно самые важные с биографической точки зрения). Однако стареющей Айседры слишком много - едва ли не половина хронометража. Из-за этого всё самое интересное - её танцы, её жизнь, её путь к славе - показано лишь штрихами, да и то на фоне романов.

Если попытаться определить - о чём фильм, то ответом будет не "биография известной танцовщицы", а "жизнь и смерть эпатажного мотылька". Впрочем, мотылька симпатичного - по крайней мере, в первой половине жизни. Импонирует бескорыстие Айседоры - она открывает школу танца для детей бедняков. Бедняков - потому что, по мнению нашего "мотылька", богатым музыка не нужна, они могут купить всё, что угодно; для бедняков же искусство очень важно. К тому же дети из бедных семей эмоционально раскрепощеннее, а потому многие из них имеют шанс.

Разумеется, эти дети не платили за школу ни копейки и находлись там на полном довольствии. Айседора же львиную часть своих заработков тратила именно на школу. Лишь после встречи с Зингером она смогла  облегченно вздохнуть - богач обожал Айседору и готов был тратить безумные деньги на её потребности, включая школу. Вот только "бабочка" не оценила такого отношения, и не сберегла семью с Зингером, заведя любовника практически у него на глазах, в его доме. Измена закончилась разрывом.



Концерт Айседоры (Ванесса Редгрейв) в России, кадр из фильма "Айседора" / Isadora (Великобритания, США, 1968)

В фильме следующие почти десять лет выпадают из повествования, и дальше показано уже начало двадцатых годов - Айседора приезжает в Россию. Там она тоже основывает школу и тоже вынуждена искать средства на её содержание.

Меня, конечно, особенно интересовало - как именно будет показана Россия. На удивление - очень достойно. Авторы не стали смаковать разруху, демонизировать россиян - да и вообще довольно доброжелательны к молодой советской стране. Очень красиво построен эпизод выступления Айседоры перед воинами - когда она сначала танцует сама, затем предлагает зрителям спеть - и танцует под их песню, а потом и вовсе идёт в пляс вместе со зрителями. Особый кайф в этом эпизоде - цветовое решение: яркая красная туника Айседоры среди тёмных фигур в солдатской форме. Отлично передано единство душ, понимание друг друга на эмоциональном уровне, принятие друг друга за "своего".



Есенин (Звонимир Чрнко), кадр из фильма "Айседора" / Isadora (Великобритания, США, 1968)

Есенин. Уххх )) Без клюквы обойтись не смогли Роль сыграл хорват Звонимир Чрнко. Оценить образ можно по кадру выше: одежда ниже плинтуса, конечно: какой-то опереточный Распутин из клипа поп-группы 70-х "Чингисхан". Еще и волосы откровенно крашеные. Хуже первого впечатления зрителя - только первое впечатление Айседоры-Рейдгрейв: когда он восхитилась его красотой, у меня начался неконтролируемый смех. Нет, ну, серьезно, - не могли найти реально красивого блондина? Она же в Есенина влюбилась исключительно потому, что считала его красавчиком.

А вот дальше у меня произошло раздвоение.

Есенин от Чрнко - неадекватный придурок. Да, Сергей Есенин того периода уже был алкоголиком, устраивал безобразные дебоши, издевался над своими женщинами и бил их. Но... не с порога же! Мне не хватило мотивации Айседоры, я не вижу ни одной причины, по которой она могла бы влюбиться в этого персонажа. Не забываем, что русский язык она знала плохо и понятия не имела, что он - знаковый русский поэт. То есть, запала чисто на внешность. Но в фильме-то он не красавчик, а наоборот - уродец...

Вообще очень жаль, что отношениям Есенина и Айседоры посвящено слишком мало экранного времени - ведь это грандиозная психологическая драма, достойная не пятиминутного эпизода, а целого фильма. Ясно, что такой задачи не стояло перед режиссёром, но фильм только выиграл бы, если бы из него убрали часть  эпизодов со стареющей героиней и добавили больше о браке с Есениным, сделав его более похожим (по всем параметрам) на реального.

На этом я, пожалуй, остановлюсь - и так уже слишком много :))

Моя оценка - 3+
От А до Я. Зарубежное кино 60-х

Фильмы про писателей, Фильмы Великобритании, От А до Я, Фильмы про артистов, 60-е, Мелодрама, #летовместе, #62дняпроекта, 62дняпроекта, летовместе, Фильм-биография

Previous post Next post
Up